Проблемная ситуация: Организация имеет на территории
РФ и за ее пределами представительства, которые систематически проводят
представительские мероприятия. Следует ли организации в целях исчисления налога
на прибыль для подтверждения представительских расходов в рамках утвержденных
смет издавать внутренние организационно-распорядительные документы (приказы)
или же достаточно оформить только первичные документы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/807
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли представительских расходов и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
На основании пп.
22 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным
приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке,
предусмотренном п. 2 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 2 ст.
264 Кодекса к представительским расходам относятся затраты налогоплательщика на
официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций,
участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного
сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров
(правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от
места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение
официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для
указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика,
участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту
проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа
и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг
переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода
во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся
расходы на организацию развлечений, отдыха.
Представительские расходы в течение отчетного
(налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не
превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный
(налоговый) период.
Документами, служащими для подтверждения
представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя
организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в
случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для
представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по
проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
- цель представительских мероприятий,
результаты их проведения;
- иные необходимые данные о проведенном
мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в
отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
При отсутствии документального
подтверждения указанные расходы не учитываются для целей налогообложения
прибыли, так как не соответствуют принципам признания расходов в целях
налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 252 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.11.2007