Проблемная ситуация: Организация проводит
стимулирующую лотерею в целях продвижения торговой марки на рынке и привлечения
клиентов за счет участия в данной акции. Признается ли организация налоговым
агентом по НДФЛ и обязана ли организация представлять в налоговые органы
сведения о доходах, полученных физическими лицами?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/392
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом
на доходы физических лиц доходов в виде выигрышей, выплаченных организаторами
стимулирующей лотереи, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и
с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как указывается в рассматриваемом письме,
в целях продвижения торговой марки на рынке и привлечения клиентов организация
проводит стимулирующую лотерею. В связи с этим, а также принимая во внимание
вышеуказанное определение понятия "реклама", по нашему мнению,
проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть
мероприятием, проводимом в целях рекламы товаров, работ или услуг.
Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами
признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по
исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную
систему Российской Федерации.
Согласно пп. 2
п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"
стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие
в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за
счет средств организатора лотереи. Таким образом, стимулирующая лотерея не
является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут
применяться положения пп. 5 п. 1 ст. 228 Кодекса о
самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами.
Исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц в
рассматриваемом случае осуществляется организацией - налоговым агентом.
В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не
подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не
превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде
любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в
целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими
лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4000 руб., организация
не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не
возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и
перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно, организация не обязана
представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных
физическими лицами.
При этом организация должна вести
персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы.
В случае, если сумма выплаченного одному и тому же
физическому лицу выигрыша превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация
будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены
обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.11.2007