Проблемная ситуация: Организация занимается
заготовкой, переработкой и реализацией лома и отходов цветных металлов. Вправе
ли она при приеме лома и отходов у физических лиц использовать бланк строгой
отчетности по форме N БСО-11 "Квитанция"? Следует ли организации применять
в качестве бланка строгой отчетности приемо-сдаточный акт по форме,
установленной в Приложении N 1 к Правилам обращения с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2007 г. N 03-01-15/15-409
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения формы
бланка строгой отчетности N БСО-11 "Квитанция" при приеме металлолома
и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими
наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг в обязательном порядке должны использовать контрольно-кассовую
технику.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона
организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей
деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить
наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники при приеме от населения стеклопосуды и
утильсырья, за исключением металлолома. Необходимость применения
контрольно-кассовой техники при приеме металлолома от населения подтверждена
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
08.02.2005 N 12126/04.
Также в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2005 N 222-О указано, что к
случаям продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг законодатель вправе
отнести договоры купли-продажи, в том числе действия по приему металлолома от
населения, распространив на организацию или индивидуального предпринимателя как
профессионального участника такой сделки нормативное предписание осуществлять
наличные денежные расчеты с населением, используя контрольно-кассовую технику. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых
органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы
предпринимателей, осуществляющих сбор и заготовку металлолома.
В Постановлении
Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2006 N
Ф08-3691/2006-1589А указано, что Письмо Минфина России от 11.04.1997 N
16-00-27-14 "Об утверждении форм документов строгой отчетности",
утвердившее форму N БСО-11 "Квитанция" как бланк строгой отчетности
для приема вторичного сырья и продажи товаров (принято Минфином России по
согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам), не может быть принято судом во внимание, поскольку указанное Письмо было принято в
соответствии с законодательством, действующим ранее и не устанавливающим
обязательность применения контрольно-кассовый техники
для оформления сделок купли-продажи металлолома у населения.
Что касается
требований к организациям, осуществляющим заготовку лома и отходов цветных
металлов, по обязательному применению приемо-сдаточных актов как документов
строгой отчетности, то Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.05.2001 N 370 утверждены Правила обращения с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения, п. 11 которых установлено, что прием лома и отходов
цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно Приложению.
Приемо-сдаточный акт составляется в 2-х
экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов,
второй остается у лица, осуществляющего прием).
Указанные акты являются документами
строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.11.2007