Проблемная ситуация: Работник российской организации
был направлен на работу за границу и в период с 01.01.2006 по 20.10.2007 все
трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполнял в
иностранном государстве. Следует ли в таком случае считать работника направленным
в командировку? Каким образом следует исчислять НДФЛ с выплат, производимых
такому работнику в период его нахождения за границей?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/421
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотруднику организации в
период его нахождения за границей, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской
Федерации установлено, что под служебной командировкой понимается поездка
работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения
служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии с п. 4 Инструкции Минфина
СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных
командировках в пределах СССР", применяющейся в части, не противоречащей
Трудовому кодексу Российской Федерации, срок командировки не может превышать 40
дней, не считая времени нахождения в пути.
Срок командировки рабочих, руководителей
и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и
строительных работ, не должен превышать одного года.
Как указывается в ст. 166 Трудового
кодекса Российской Федерации, работники направляются в командировку для
выполнения отдельного поручения вне места постоянной работы, в котором работник
исполняет основные трудовые обязанности.
Установление ограничения длительности
командировки связано с тем, что нахождение работника в командировке на срок,
превышающий установленный, приводит к невозможности исполнять свои трудовые
обязанности в месте работы, указанном в трудовом договоре, поскольку фактически
свои трудовые обязанности работник исполняет в месте командирования.
Поскольку, как указывается в
рассматриваемом письме, все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым
договором, работник выполнял в иностранном государстве, фактическое место
работы сотрудника будет находиться в иностранном государстве, и такой работник
не может считаться находящимся в командировке.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса
определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами
Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным
от источников за пределами Российской Федерации.
В случае направления работника на работу
за границу, когда он все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым
договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, получаемое им
вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на
территории иностранного государства, которое не относится к доходам от
источников в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Кодекса
объектом налогообложения признается доход, полученный налоговыми резидентами
Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от
источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не
являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской
Федерации.
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред.
Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007
г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица,
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев.
До момента, пока
время нахождения работника на территории Российской Федерации за 12 месяцев,
предшествующих дате выплаты доходов, будет составлять более 183 дней, он будет
являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников
за пределами Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходы
физических лиц по ставке в размере 13 процентов.
Если на дату получения дохода работник не
будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то по его доходам от
источников в иностранном государстве налог на территории Российской Федерации
не взимается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.11.2007