Проблемная ситуация: 1. Признаются ли налоговые органы
пользователями бухгалтерской отчетности организации в целях обеспечения
информацией, необходимой внешним пользователям в соответствии с п. 3 ст. 1
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ? 2. Вправе ли налоговые органы при
проведении проверок правильности уплаты налогов требовать представления не
только данных налогового учета и отчетности, но и данных бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 декабря 2007 г. N 03-02-07/1-468
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, поставленным в
письме, сообщает следующее.
1. В соответствии с п.
3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(далее - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ) одной из основных задач
бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и
внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и
обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых
ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона
от 21.11.1996 N 129-ФЗ определены органы исполнительной власти, которым в
обязательном порядке организации, за исключением бюджетных,
представляют годовую бухгалтерскую отчетность. Другим органам исполнительной
власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 5 п. 1
ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена
обязанность налогоплательщиков-организаций представлять в налоговый орган по
месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за
исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным
законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения
бухгалтерского учета.
В соответствии с п.
1 ст. 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему
контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную
систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации
иных обязательных платежей. В
указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные
органы.
Учитывая изложенное, считаем, что
налоговые органы являются пользователями бухгалтерской отчетности.
2. В соответствии с п. 1 ст. 82 Кодекса
налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах
своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и
территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других
формах, предусмотренных Кодексом.
Статьей 313 Кодекса установлено, что
налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по
итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового
учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для
определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов,
сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. В случае
если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для
определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 Кодекса,
налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить применяемые регистры
бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры
налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона
от 21.11.1996 N 129-ФЗ регистры бухгалтерского учета предназначены для
систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету
первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в
бухгалтерской отчетности.
Учитывая, что регистры налогового учета
формируются на основании первичных учетных документов и данных, отраженных в
регистрах бухгалтерского учета, налоговые органы в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации вправе
истребовать у налогоплательщика данные налогового и бухгалтерского учета,
бухгалтерскую и налоговую отчетности.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.12.2007