Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель
приобрел в собственность несколько нежилых помещений в многоквартирном доме. В
каком порядке он должен уплачивать земельный налог с земельного участка,
соответствующего приобретенному объекту недвижимости? Как должен действовать
налогоплательщик в случае, если в государственном земельном кадастре
отсутствуют сведения об указанном земельном участке?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2007 г. N 03-05-07-02/111
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности,
организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении
земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Как следует из письма, часть нежилых
помещений в многоквартирном доме принадлежит Вам на праве собственности. В
связи с этим необходимо учитывать положения жилищного законодательства
Российской Федерации. Так, согласно ст. 16 Федерального закона
от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и
иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который
сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в
отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит
бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в
многоквартирном доме.
В случае если
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка
и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст.
36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в
многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором
расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные
предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома
объекты, расположенные на земельном участке.
На основании п. 1 ст. 392 Кодекса
налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой
собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся
собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей
долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с п.
2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения
права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно
является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей
долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, с момента формирования
земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным
законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также
присвоения кадастрового номера указанному земельному участку лицо является
плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного
участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является
свидетельство о праве собственности на нежилое помещение.
В соответствии с п. 3 ст. 391 Кодекса
налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными
предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении
земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на
основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности. Для установления кадастровой
стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка
земель. При этом в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки
земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В том случае, если результаты
государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного
года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в
отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не
уплачиваются до их утверждения. В отношении таких земельных участков
налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового
(отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет
по авансовым платежам).
После утверждения
результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января
соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан представить
уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае
если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до
окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного
года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых
платежей.
Если результаты государственной
кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены
до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных
участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик
обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию
(налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и
получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик
обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в
первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу
за первый и второй кварталы календарного года.
Одновременно
сообщаем, что если информация о доли налогоплательщика в праве общей долевой
собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует у данного
налогоплательщика, информацию для исчисления земельного налога (авансовых
платежей по налогу) о размере общего имущества в многоквартирном доме и доли
налогоплательщика в этом имуществе следует запросить в органах БТИ и (или)
организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.12.2007