Проблемная ситуация: В связи с предстоящей
ратификацией Конвенций с Израилем и Венгрией об избежании
двойного налогообложения просим пояснить, каковы возможные положительные и
негативные последствия применения этих Конвенций.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 1997 г. N 04-06-06
В связи с Вашим запросом относительно
конвенций об избежании двойного налогообложения,
заключенных Россией с Израилем и Венгрией, Министерство финансов Российской
Федерации сообщает следующее.
Действие соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Израилем
в отношении лиц, имеющих двойное гражданство - Российской Федерации и
Государства Израиль, и получающих доходы как на
территории Российской Федерации, так и на территории Государства Израиль, после
ее ратификации будет точно таким же, как и в отношении лиц, имеющих гражданство
только одного из этих государств. Это четко вытекает из положений ст.4
соглашения.
Гражданство того или иного человека не
имеет для налогообложения и для налоговых соглашений значения, потому что за
основу берется принцип резидентства в том или ином
государстве. Резидентство определяется с учетом
пребывания (проживания) в том или ином государстве, а не гражданства. Человеку
достаточно прожить в течение 183 дней в Израиле, в Китае, в России или в другом
государстве для того, чтобы быть признанным налоговым резидентом этого
государства и подпасть под его налоговое законодательство.
Что касается налогообложения доходов
израильских резидентов, полученных в России, то здесь соглашение дает в большей
степени, чем обычно, право стране - источнику (т.е. в данном случае России)
облагать отдельные виды таких доходов (дивиденды, проценты и авторские
и лицензионные вознаграждения). Таким образом, это соглашение по всем своим
экономическим и "материальным" показателям более выгодно для России,
чем для Израиля. Очевидно, что в ближайшем будущем крупные российские инвесторы
вряд ли проявят себя в этой "горячей точке" ближневосточного региона.
В отношении Конвенции между Российской
Федерацией и Венгерской Республикой об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 1 апреля
1994 г. следует иметь в виду, что создание оффшорных компаний в Венгрии не
представляется нам настолько серьезным.
Во-первых, по информации, полученной из
компетентных источников Венгрии, важным фактором является обязательность
регистрации компаний в венгерской налоговой службе для получения налоговых
льгот, предоставляемых оффшорным компаниям. Это автоматически дает возможность
в соответствии с положениями Конвенции компетентным органам России и Венгрии
обмениваться информацией друг с другом о таких компаниях и тем самым привлекать
их к уплате налогов, а также отслеживать возможные негативные тенденции в
динамике налоговых поступлений в связи с существованием налоговой Конвенции с
Венгрией.
Во-вторых, круг деятельности оффшорных
компаний по венгерскому законодательству не включает производственную и
финансовую деятельность, а ограничивается лишь торговлей с третьими странами и
предоставлением услуг (не включая сектор финансовых услуг), что, как правило,
не связано с вопросами, регулируемыми специальными налоговыми соглашениями.
Кроме того, деятельность оффшорных
компаний в Венгрии подвергается строгому государственному регулированию и
контролю.
В-третьих, хотелось бы отметить, что
если, по имеющейся информации, за период с 1994 по 1996 гг. в Венгрии
иностранные инвесторы создали менее 200 оффшорных компаний, и то, в основном,
это малые фирмы, то в той же Швейцарии, или, например, Великобритании и
Люксембурге, налоговые договоры с которыми были
одобрены Госдумой в феврале с.г., существует больше
возможностей для создания оффшорных компаний, в том числе, и в финансовом
секторе.
И, наконец, самое главное, по нашему
мнению, то, что поскольку в Конвенции предусматривается право страны -
источника выплаты доходов облагать выплачиваемые дивиденды по ставке в пределах
10% от общей суммы дивидендов, это никак не повлияет на изменение места Венгрии
в направлении инвестиционных потоков в Россию и из России.
20.02.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ