Проблемная ситуация: Организация занимается торговлей
автомобилями, а также ремонтом и техобслуживанием транспортных средств,
применяя соответственно общий режим налогообложения и ЕНВД. Объем выручки
составляет около 1,5 млрд руб. в год. С учетом того,
что с 01.01.2008 крупнейшие налогоплательщики не вправе применять ЕНВД, по
каким критериям налогоплательщик может быть отнесен к числу крупнейших?
Какими документами подтверждается этот статус?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2007 г. N 03-11-04/3/496
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики на письмо о порядке отнесения
организаций к крупнейшим налогоплательщикам в целях применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности сообщает следующее.
В соответствии с п. 2.1 ст. 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2008 г.
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применяется
в отношении видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их
налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст.
83 Кодекса.
Приказом ФНС России от 27.09.2007 N
ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам
учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (далее -
Методические указания).
В соответствии с Методическими указаниями
ФНС России ежегодно формирует список организаций - крупнейших
налогоплательщиков по финансово-экономическим показателям их деятельности.
Постановка на учет таких организаций в
межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам осуществляется согласно утвержденному графику, который
рассылается по подведомственным налоговым инспекциям.
Методические указания
разработаны в целях единообразия процедуры учета крупнейших налогоплательщиков
в налоговых органах с учетом положений Кодекса, Особенностей постановки на учет
крупнейших налогоплательщиков, утвержденных Приказом Минфина России от
11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет
крупнейших налогоплательщиков" (далее - Особенности постановки на учет
крупнейших налогоплательщиков), Приказа ФНС России от 26.04.2005 N
САЭ-3-09/178@ "Об утверждении формы N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве
крупнейшего налогоплательщика".
При этом п. 1 Особенностей постановки на
учет крупнейших налогоплательщиков установлено, что постановка на учет
крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной)
инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой
отнесен налоговый контроль за соблюдением данным
крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.
2 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков процедура
постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции
начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по
крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший
налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в
установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего
налогоплательщика, а также документов
по налоговому контролю и лицевых счетов.
Положениями п. 3 Особенностей постановки
на учет крупнейших налогоплательщиков установлено, что инспекция ФНС России по
месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в
соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.
Согласно Особенностям постановки на учет
крупнейших налогоплательщиков налоговый орган направляет крупнейшему
налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в
качестве крупнейшего налогоплательщика.
Таким образом, отнесение
налогоплательщика к категории крупнейших
подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве
крупнейшего налогоплательщика.
При этом,
согласно п. 5 Критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к
крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на
федеральном и региональном уровнях, утвержденных Приказом ФНС России от
16.05.2007 N ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004
N САЭ-3-30/290@", к организациям, подлежащим налоговому администрированию
на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных
ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:
суммарный объем начислений федеральных
налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. включительно;
суммарный объем выручки (дохода) от
продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма N 2 "Отчет о прибылях и
убытках" годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010) и
операционных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой
бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120) находится в
пределах от 1 млрд руб. до 20 млрд руб. включительно;
активы находятся в пределах от 1 млрд руб. до 20 млрд руб. включительно.
При этом согласно п. 7 названных
Критериев организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по
показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих
трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в
течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять
установленным критериям.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.12.2007