Проблемная ситуация: О признании расходов организации,
связанных с заключением договоров на оказание услуг по организации
командировок, в целях исчисления налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/884
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка признания для
целей налогообложения прибыли организаций командировочных расходов и сообщает
следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы
на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270
Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 Кодекса
предусмотрен перечень командировочных расходов, учитываемых при определении
налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией. Указанный перечень является закрытым и не включает
в себя расходы, связанные с заключением договоров с организациями, оказывающими
услуги по организации заграничных командировок.
Учитывая
изложенное, по нашему мнению, расходы организации, связанные с заключением
договоров на оказание услуг по организации командировок, не могут быть учтены
для целей налогообложения прибыли в составе командировочных расходов,
предусмотренных пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Вместе с тем следует отметить, что
обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна
оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях
налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной
предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство
не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и
условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8
Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее
самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее
эффективность и целесообразность.
Аналогичная позиция изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
Таким образом,
расходы по заключенным договорам на оказание услуг по организации командировок
могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией,
на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии
их экономической обоснованности и надлежащего документального подтверждения.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.12.2007