Проблемная ситуация: О правомерности изменения учетной
политики в целях исчисления налога на прибыль при реорганизации организации
путем присоединения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/889
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо по вопросу о правомерности
изменения учетной политики для целей налогообложения прибыли при реорганизации
налогоплательщика путем присоединения к нему других организаций и
сообщает следующее.
В соответствии со ст. 313 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики исчисляют
налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе
данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения
информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных
документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным
Кодексом.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности
применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно
от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета
устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей
налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для
налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных
хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется
налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или
применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для
целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с
начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и
сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного
законодательства.
В случае если налогоплательщик начал
осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в
учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для
целей налогообложения этих видов деятельности.
В связи с этим, в
случае если присоединяемые юридические лица осуществляли до реорганизации виды
деятельности, не осуществляемые присоединяющим юридическим лицом, на дату
завершения реорганизации в форме присоединения налогоплательщик, присоединивший
к себе реорганизованные юридические лица, обязан определить и отразить в
учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для
целей налогообложения этих видов деятельности.
Налогоплательщик, к которому в результате
реорганизации присоединилось юридическое лицо, обязан внести на дату завершения
реорганизации в свою учетную политику изменения, обеспечивающие соблюдение
принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
При этом также следует учитывать, что
перечень оснований, при которых налогоплательщик вправе изменить применяемую
учетную политику в течение текущего налогового периода, установлен ст. 313
Кодекса исчерпывающим образом. Такими основаниями являются изменение
законодательства о налогах и сборах и начало осуществления новых видов
деятельности. В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть
внесены с начала нового налогового периода. Возможности изменения применяемых
налогоплательщиком методов учета, порядка учета отдельных хозяйственных
операций и (или) объектов в течение текущего налогового периода в связи с
реорганизацией налогоплательщика в форме присоединения Кодексом не
предусмотрены.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
24.12.2007