Проблемная ситуация: Распространяется ли льгота,
установленная п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на
имущество физических лиц", на налогоплательщиков, принимавших участие в
боевых действиях на территории Чеченской Республики и имеющих удостоверение "Ветеран
боевых действий"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 2007 г. N 03-05-07-02/114
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о применении льготы
по уплате налога на имущество физических лиц и сообщает следующее.
В настоящее время порядок налогообложения
имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991
N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона налогоплательщиками
налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники
имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами
налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения,
помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
Статьей 4 Закона установлены категории
налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц.
Так, согласно п. 2 ст. 4 Закона налог на
строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с
военной службы или призывавшимися на военные сборы,
выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых
велись боевые действия.
Понятие "интернациональный
долг" законодательством Российской Федерации не определено, однако оно в
общепринятом смысле предполагает выполнение каких-либо международных
обязательств.
Что касается Чеченской Республики или
иных регионов Российской Федерации, то они не могут рассматриваться как
"другие страны".
Кроме того, из формулировки
"выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в
которых велись боевые действия" не следует, что само выполнение
интернационального долга ограничивается исключительно участием в боевых
действиях.
Вместе с тем
положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах",
предусматривающие, что к ветеранам боевых действий относятся, в частности,
военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской
Федерации, не могут служить основанием для признания их участвовавшими в выполнении
интернационального долга в других странах и, соответственно, для применения к
ним п. 2 ст. 4 Закона.
Таким образом, правовых оснований для
предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц налогоплательщикам,
выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и
на других территориях Северного Кавказа и имеющим удостоверения "Ветеран
боевых действий", не имеется.
Однако, учитывая,
что в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на
имущество физических лиц относится к местным налогам и полностью поступает в
бюджеты соответствующих муниципальных образований, п. 4 ст. 4 Закона органам
местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по налогу на
имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам
применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных
налогах и сборах дают финансовые органы муниципальных образований.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.12.2007