Проблемная ситуация: Областная Ассоциация
производителей считает, что осуществляемые в настоящее время чрезвычайные меры,
может быть, и дадут некоторое увеличение собираемости налогов и пополнение
бюджета в первые месяцы, но в дальнейшем приведут к окончательному финансовому
обескровливанию промышленности. Поэтому считаем необходимым:
- приостановить действие Указа Президента
N 1212 от 18.08.96;
- временно, до решения проблемы по
платежам, разрешить предприятиям резервировать до 50% поступающих на р/с средств для выдачи зарплаты;
- принять меры по
преодолению кризиса и экономической поддержке отечественного
товаропроизводителя: обеспечить опережающий рост доходов населения над ценами,
заморозить цены на базовые ресурсы и, в первую очередь, предприятий
топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей, транспорта, устранить
перекосы в ценах на продукцию промышленности и сельского хозяйства, изменить
налоговую систему, сократить и упростить количество налогов, ограничить общий
объем налогообложения товаропроизводителей не более 35%, отменить НДС.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 1997 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело предложения областной Ассоциации товаропроизводителей и сообщает
следующее.
Предложение о приостановлении Указа
Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 не может быть поддержано,
поскольку принятие его было вызвано бюджетным дефицитом, порожденным в
значительной своей части низким уровнем собираемости налогов (главной причиной
этого явления является в значительной степени уклонение от налогов). Таким
образом, необходимы были меры по повышению уровня собираемости налогов и, в
частности, контроль не только за поступлением средств от налогоплательщиков, но
и за их использованием.
Вопрос очередности
списания средств с расчетных счетов предприятий и организаций, в частности,
правовая коллизия, вызванная несоответствием положений п.2 ст.855 Гражданского
кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 августа 1996
г. N 110-ФЗ и действующего Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", в настоящее время находится в
стадии разрешения.
Что касается предложения об использовании
половины средств, поступающих от реализации продукции, на выплату заработной
платы, то оно не может быть поддержано, поскольку противоречит Указу Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1212.
Однако в целях улучшения финансового
состояния предприятий и организаций и укрепления дисциплины внесения
текущих налоговых платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды
проектом Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете
на 1997 год" Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня
вступления в силу названного Федерального закона предусматривается разработать
и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой
задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет,
имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г., имея в виду предоставление в
отдельных случаях указанным предприятиям и организациям отсрочки по уплате
задолженности, пеней и штрафов сроком на 10 лет. При этом для указанных
предприятий и организаций может быть установлен специальный режим осуществления
текущих платежей в федеральный бюджет.
В настоящее время в
целях реализации указанной нормы Министерством финансов Российской Федерации
проводится работа по подготовке проектов постановления Правительства Российской
Федерации и порядка проведения реструктуризации финансовой задолженности
предприятий и организаций по платежам в бюджеты, имеющейся у них по состоянию
на 1 января 1997 г., которые позволят, по нашему мнению, на первом этапе
частично сократить имеющуюся недоимку бюджету и в дальнейшем создадут предпосылки по ее ликвидации.
Проведение реструктуризации финансовой
задолженности предприятий и организаций, по нашему мнению, также позволит
устранить проблемы с выплатой заработной платы.
Подготовлена и находится на утверждении в
Правительстве Российской Федерации среднесрочная Программа Правительства
Российской Федерации на 1997-2000 гг. "Структурная перестройка и
экономический рост". В этом проекте представлены предложения по
сбалансированию массы платежных средств и объема хозяйственного оборота.
Обеспечение опережающего роста доходов
населения над ценами возможно в условиях устойчивого экономического роста при
сдерживании инфляции. Согласно проекту Программы
Правительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. "Структурная
перестройка и экономический рост" достижение устойчивого экономического
роста (в лучшем случае 5-6 процентов к ВВП за год, в худшем - 4 процента в год)
предусматривается к концу периода (к 2000 г.), при этом уровень инфляции должен
находиться в пределах 10 процентов в среднем за год.
Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 124
"О регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) отдельных отраслей
естественных монополий в первом полугодии 1997 года" и во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 17 октября 1996 г. N 1451 "О
дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности" замораживание цен на базовые ресурсы не
предусматривается.
Начавшаяся в 1991 г. либерализация цен, а
также продажа сельскохозяйственной продукции на открытых рынках призвана
способствовать постепенному устранению перекосов в ценах на продукцию
промышленности и сельского хозяйства.
По предложениям в области налогообложения
сообщаем, что изменение налоговой системы предполагается осуществить путем
введения Налогового кодекса Российской Федерации, который находится на
рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Следует отметить, что
одной из важнейших задач Налогового кодекса Российской Федерации является
снижение налогового бремени и уменьшение числа налогов.
Что касается налога на добавленную
стоимость, то в настоящее время он является основным косвенным налогом, поступления
от которого в доходе российского бюджета составляют более 50 процентов от всех
налоговых платежей. Значительна роль налога на добавленную стоимость в
формировании доходов бюджетов всех уровней, поэтому восполнить поступления от
этого налога при его отмене весьма сложно.
Учитывая изложенное, принятие
предложенных изменений в области налогообложения представляется
нецелесообразным.
26.02.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ