Проблемная ситуация: О размере и порядке уплаты
госпошлины, взимаемой за госрегистрацию права
собственности должника на недвижимое имущество на основании требования
судебного пристава-исполнителя, участвующего в исполнительном производстве в
качестве представителя соответствующей организации или в качестве законного
представителя сторон исполнительного производства в соответствии с Федеральным
законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2007 г. N 03-05-05-03/49
В связи с письмом по вопросу уплаты
государственной пошлины (кто и за счет каких средств) за государственную
регистрацию права собственности должника (организации или физического лица) на
недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя
Минфин России сообщает.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального
закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее
- Федеральный закон), вступающего в силу с 1 февраля 2008 г., судебному
приставу-исполнителю в процессе исполнения требований исполнительных документов
предоставлено право обращаться в орган, осуществляющий государственную
регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения государственной регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в
случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
Частью 2 ст. 66 Федерального закона
определены случаи, когда судебный пристав-исполнитель имеет право обращаться в
регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной
регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного
права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или
имущественное право.
В соответствии с ч. 6 данной статьи
Федерального закона расходы по регистрации и оформлению документов для
государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника
относятся к расходам по совершению исполнительных действий, к которым относятся
и расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию.
Согласно ч. 1 ст. 116 Федерального закона
расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства
федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном
производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и
применение мер принудительного исполнения. Расходы по совершению исполнительных
действий возмещаются в первую очередь за счет денежных средств, взысканных с
должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном
документе, в том числе путем реализации имущества должника (ч. 4 ст. 110).
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена уплата государственной пошлины за
государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое
имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицам в
размере 500 руб., юридическим лицам - в размере 7500 руб., федеральным органам
государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления - в размере 100 руб.
Пунктами 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса
предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
В случае если плательщик сбора
(государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный
сбор, то согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) может
участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено
данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально
подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3).
В соответствии со ст. 27 Кодекса
законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица,
уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее
учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического
лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии
с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона
судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы
судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон
исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в
исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих
организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного
производства.
Конституционный Суд Российской Федерации
в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в
налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени
и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) -
представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны
исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и
уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств
налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств.
Учитывая изложенные
нормы Федерального закона и Кодекса, за государственную регистрацию права
собственности должника (организации или физического лица) на недвижимое
имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя, участвующего
в исполнительном производстве в качестве представителя соответствующей
организации или в качестве законного представителя сторон исполнительного
производства, государственная пошлина может быть уплачена как за счет денежных
средств плательщика (должника) - собственника недвижимого имущества, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете
Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, средств взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном
производстве, с последующим возмещением федеральному бюджету, взыскателю или
иным лицам, понесшим указанные расходы. Размер государственной пошлины должен
определяться в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33
Кодекса в зависимости от статуса должника (организации или физического лица).
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
29.12.2007