Проблемная ситуация: Субъекты Федерации, в том числе
область, приступающая к выпуску облигаций, для поддержания ликвидности рынка
собственных ценных бумаг вынуждены увеличивать сумму выплачиваемого дохода по
облигациям на величину взимаемого налога на прибыль. Указанный налог поступает
в доход федерального бюджета.
В связи с этим просим внести на
рассмотрение в Правительство предложение использовать средства, получаемые в
результате взимания налога на прибыль по операциям с ценными бумагами субъектов
федерации, для финансирования федеральных программ на территории указанных
субъектов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 1997 г. N 01-10/04-785
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваше письмо с предложением о внесении на рассмотрение в
Правительство Российской Федерации поправок в действующее налоговое и бюджетное
законодательство, касающихся изменения порядка уплаты налога на доход по ценным
бумагам субъектов Российской Федерации.
Законом Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций", в редакции Федерального закона от 10 января 1997 г. N
13-ФЗ, сохранен ранее действующий порядок, согласно которому доход, полученный
в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, должен зачисляться в
федеральный бюджет (п.4 ст.9).
Указанный налог предусмотрен в качестве
источника формирования доходной части федерального бюджета на 1997 г.
Менять действующий
порядок зачисления налога на доход в федеральный бюджет в настоящее время
считаем нецелесообразным, имея в виду необходимость создания механизмов
регулирования процессов формирования государственного долга, долгов бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, препятствующих стихийному и
крупномасштабному изъятию средств с реальных финансовых рынков Российской
Федерации и направления их на финансирование дефицита бюджетов всех уровней.
Учитывая, что несбалансированные льготы
по государственным ценным бумагам и бумагам органов местного самоуправления
приводят к разрушению рыночных отношений в стране, вызывают конкуренцию между
ценными бумагами различных уровней власти, следует ожидать необоснованного
утяжеления расходов по обслуживанию государственного долга Российской
Федерации. В условиях большого бюджетного дефицита и необходимости соблюдения
нормативов по госдолгу, согласованных с МВФ, считаем необходимым сохранить
действующий порядок зачисления налога на доход по государственным ценным
бумагам в федеральный бюджет. Обращаем внимание на то, что это является
вынужденной мерой по предупреждению необоснованного увеличения расходов на
обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга Российской
Федерации, вызванного увеличением заимствований, производимых субъектами
Российской Федерации.
При рассмотрении Вашего письма нельзя
также не учитывать, что за счет средств федерального бюджета осуществляется
финансирование общегосударственных объектов и программ независимо от фактически
поступающих с данных территорий налогов.
В современных условиях взаимных
неплатежей и отсутствия стабильных источников пополнения доходной части
бюджетов внесение любых изменений, уменьшающих размер средств, поступающих в
доход бюджета, или порядка исполнения расходной части бюджета, не должно
рассматриваться после принятия закона о бюджете. Кроме того, Ваше предложение о
целевом направлении части средств налога на доход, приходящейся на доход,
полученный по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации для
проведения финансирования целевых федеральных программ, находящихся на
территории указанного субъекта, не может быть нами поддержано и потому, что это
может привести к срыву финансирования защищенных статей баланса
как на территории данного субъекта, так и в целом по Российской Федерации.
03.03.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ