Проблемная ситуация: В какой степени созданная в
результате преобразований организация является правопреемником ответственности
за нарушения налогового законодательства, допущенные существовавшим до
реорганизации предприятием? Акционерное общество в установленные законом сроки
известило налоговый орган о предстоящей реорганизации, и налоговый орган не
выявил своевременно перечисленные в письме акционерного общества нарушения
законодательства. Вправе ли налоговый орган предъявлять штрафные санкции АООТ
за налоговые нарушения, имевшие место до реорганизации? Возможно ли в порядке
исключения предоставление отсрочек по уплате штрафных санкций АООТ
(мясокомбинату) за допущенное нарушение при расчетах наличными деньгами свыше 2
млн.руб. при закупках у юрлиц с/х продукции в результате несвоевременного
перечисления коммерческими банками денежных средств поставщикам мяса?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 1997 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо АООТ с просьбой разъяснить, в какой степени
созданная в результате преобразований организация является правопреемником
ответственности за нарушения налогового законодательства, допущенные
существовавшим до реорганизации предприятием, и по существу вопроса сообщает следующее.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в Письме от 28.08.95 N С1-7/ОП-506 разъяснил, что "при
реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят
все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с
передаточным актом или разделительным балансом.
Если на момент реорганизации имущество
реорганизуемого юридического лица уже было обременено обязательствами перед
бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций, обязательства наравне с
обязательствами перед другими кредиторами должны быть включены в разделительный
баланс или передаточный акт. Поэтому вновь созданное юридическое лицо,
являющееся правопреемником реорганизованного юридического лица, обязано
оплатить как эту недоимку по налогу, так и санкции, предусмотренные ст.13
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Реорганизация юридического лица может
быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст.57
Гражданского кодекса Российской Федерации). О предстоящей реорганизации
налогоплательщик обязан сообщить налоговым органам в 10-дневный срок с момента
принятия решения о реорганизации (ст.11 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации").
Если налоговый орган, несмотря на такое
сообщение, до окончания процесса реорганизации и составления разделительного
баланса (передаточного акта) не выявил оставшиеся у реорганизуемого юридического
лица недоимки, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может
применяться ответственность за нарушения налогового законодательства,
допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования
нового юридического лица. Однако в этом случае сумма недоимки (задолженности по
налогам) может быть взыскана, поскольку она представляет собой задолженность
перед государством независимо от того, была ли эта задолженность выявлена на
момент реорганизации".
Таким образом, если
акционерное общество в установленные законом сроки известило налоговый орган о
предстоящей реорганизации и налоговый орган не выявил своевременно
перечисленные в письме акционерного общества нарушения законодательства, то
согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации налоговый
орган не вправе предъявлять к АООТ штрафные санкции за налоговые нарушения,
имевшие место до реорганизации.
По налоговым нарушениям, допущенным уже
вновь образованной организацией, налоговые органы вправе взыскивать штрафные
санкции в установленном законодательством порядке.
Что касается просьбы мясокомбината о
предоставлении отсрочек по уплате штрафных санкций, то следует иметь в виду,
что согласно Указу от 22.12.93 N 2270 Президент Российской Федерации
предоставил такое право только органам Государственной налоговой службы
Российской Федерации. Причем отсрочки (рассрочки) уплаты штрафных санкций за
нарушения налогового законодательства налоговые органы имеют право
предоставлять на срок до 12 месяцев в случаях, если применение штрафных санкций
может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности
налогоплательщика.
03.03.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ