Проблемная ситуация: О необходимости наличия у
налогоплательщиков-судовладельцев Свидетельства о праве
плавания под Государственным флагом РФ для получения льгот по налогу на прибыль,
налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а также об отсутствии
оснований для дачи письменных разъяснений Минфином России по вопросам, не
связанным с выполнением физлицом обязанностей налогоплательщика или его
представителя.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 2008 г. N 03-03-05/3
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии с пп.
33 п. 1 ст. 251 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные
от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре
судов. Для целей данной главы Кодекса под эксплуатацией судов,
зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается
использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и
оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии,
что пункт отправления и (или) пункт назначения
расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких
судов в аренду для оказания таких услуг.
При этом согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса
при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с
содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском
международном реестре судов.
В соответствии с п. 18 ст. 381 Кодекса
освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации -
в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов,
также указанные суда не являются объектом налогообложения транспортным налогом
(п. 9 ст. 358 Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 38 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации при регистрации судна в бербоут-чартерном
реестре или Российском международном реестре судов выдается Свидетельство о
праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок,
указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под
Государственным флагом Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 37 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации установлено, что регистрация судна в
Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.
Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в Российском международном
реестре судов устанавливается Правилами регистрации судов и прав на них в
морских торговых портах, утвержденными Приказом Минтранса России от 21.07.2006
N 87.
Таким образом, налоговые льготы
предоставляются налогоплательщикам при наличии Свидетельства о праве плавания
под Государственным флагом Российской Федерации с даты
регистрации судна в Российском международном реестре судов и ежегодного
подтверждения такой регистрации.
Одновременно полагаем необходимым
сообщить, что согласно ст. 21 Кодекса право получать от Министерства финансов
Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено
налогоплательщикам.
Учитывая, что в соответствии с Кодексом
налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические
лица, обязанные уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, вышеназванные
разъяснения предоставляются таким организациям или физическим лицам только в
связи с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков.
В том случае, если налогоплательщик
участвует в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, что
предусмотрено ст. 26 Кодекса, полномочия представителя должны быть
документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными
законами.
В связи с тем
что в письме поставлен вопрос, не связанный с выполнением обязанностей
налогоплательщика или уполномоченного представителя
организации-налогоплательщика, Минфин России вправе оставить такое письмо без
рассмотрения.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.01.2008