Проблемная ситуация: О применении организациями и
индивидуальными предпринимателями, оказывающими платные услуги по перевозке
пассажиров в режиме индивидуального такси, контрольно-кассовой техники
(таксометров, обеспечивающих учет дальности поездки и ее стоимости).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 января 2008 г. N 03-01-15/1-14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения с просьбой утвердить бланк
строгой отчетности для использования автотранспортными предприятиями или
индивидуальными предпринимателями, оказывающими платные услуги по перевозке
пассажиров в режиме индивидуального такси, и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны использовать контрольно-кассовую технику.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона
организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Для организаций и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих платные услуги по перевозке пассажиров в режиме
индивидуального такси, Минфином России не утверждались какие-либо формы
квитанций.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона
предусмотрено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации
применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный
реестр.
В соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.06.2004 N 285 "Об утверждении Положения о
Федеральном агентстве по промышленности" федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение
Государственного реестра контрольно-кассовой техники определено
Федеральное агентство по промышленности.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.01.2007 N 39 утверждены Правила ведения Государственного
реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и
составу сведений.
Приказом Роспрома
от 01.08.2007 N 321 в Государственный реестр контрольно-кассовой техники,
утвержденный Приказом Федерального агентства по промышленности от 16.07.2007 N
299, включены сведения о моделях контрольно-кассовой техники, используемых при
оказании услуг на автомобильном транспорте (такси или маршрутное такси).
Также следует отметить, что согласно п. 5
ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности
применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 24.02.2005 N 22-0 не нашел оснований для принятия к
рассмотрению жалобы гражданина, в которой заявитель утверждал, что приобретение
контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем. При этом
Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения ст. 34 Конституции
Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не
запрещенную законом экономическую деятельность, которое
зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.
Постановлением
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16
"О некоторых вопросах практики применения административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых
машин" даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка
общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной
разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу
торговли и финансов) организацией и
индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального
закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик
контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством
Российской Федерации на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.
В решениях Конституционного Суда
Российской Федерации указывается, что применение контрольно-кассовой техники
имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов
граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также
охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов
государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины; применение
контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению
учета поступлений и выдачи наличных денежных средств при
совершении сделок.
Таким образом, организации и
индивидуальные предприниматели, оказывающие платные услуги по перевозке
пассажиров в режиме индивидуального такси, должны осуществлять денежные расчеты
за эти услуги с применением контрольно-кассовой техники (таксометров,
обеспечивающих учет дальности поездки и ее стоимости).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.01.2008