Проблемная ситуация: Изменение и дополнение N 3 к
Инструкции N 39 предусматривает, что НДС облагаются суммы авансовых платежей,
полученные от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта
товаров, работ и услуг, который подлежит возврату плательщику налога путем
зачета платежей в бюджет.
Железные дороги России все перевозки на
экспорт осуществляют путем авансовых платежей через экспедиторские организации
согласно подписанному Тарифному соглашению. В связи с выходом указанного
дополнения для железных дорог возникают проблемы:
- невозможность представить необходимые
документы, подтверждающие экспорт услуг;
- расчеты по НДС осуществляет каждая
железная дорога самостоятельно за долю своего тарифа, распределенного
централизованно через центр, т.е. у железных дорог, особенно у транзитных, нет
никаких документов для получения возмещения НДС.
Возможно ли не распространять на железные дороги указанное дополнение
Инструкции N 39?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 1997 г. N 04-03-01
В связи с поручением Правительства
Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело
вопрос об освобождении предприятий железнодорожного транспорта от уплаты налога
на добавленную стоимость с сумм авансовых платежей, полученных от иностранных и
российских лиц в счет предстоящего оказания услуг по транспортировке грузов,
экспортируемых за пределы территорий государств-участников СНГ, и сообщает.
В соответствии с Федеральным законом от
01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый
налогом на добавленную стоимость, включаются любые получаемые предприятиями
денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров
(работ, услуг).
Согласно Изменениям
и дополнениям N 3 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость",
зарегистрированным Минюстом России 12.09.96 N 1162, суммы авансовых платежей,
полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и
российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг, облагаются
налогом на добавленную стоимость.
В связи с изложенным суммы авансовых
платежей, поступившие в счет предстоящего оказания услуг по транспортировке
грузов, экспортируемых за пределы территорий государств-участников СНГ, с 1
января 1996 г. от налога на добавленную стоимость не освобождаются.
Принятие положительного решения по
предложению МПС России об освобождении авансовых платежей, поступающих в счет
оказания услуг по транспортировке экспортных грузов, создаст прецедент для
постановки аналогичных вопросов другими министерствами и ведомствами. В связи с
этим оно не поддерживается.
Что касается порядка предоставления
льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по транспортировке
экспортируемых товаров, то согласно п.14 вышеуказанной Инструкции
Госналогслужбы России льгота по налогу предоставляется налогоплательщикам
только после подтверждения экспортируемого характера таких услуг в
установленном порядке.
Учитывая, что договора на перевозку
экспортных товаров железнодорожным транспортом заключаются между МПС России и
экспедиторскими организациями, а выручка за оказанные услуги поступает на счет
МПС России и затем распределяется железным дорогам, участвующим в перевозках,
считаем возможным для обоснования льгот по налогообложению услуг железными
дорогами в налоговые органы представлять следующие документы:
копию договора МПС России с
экспедиторскими организациями на транспортировку экспортируемых грузов;
копию единых международных перевозочных
документов, в которых в отдельной графе должно быть указано, что товар
перевозится в режиме "экспорт товара", с отметками пограничного
таможенного органа о фактическом вывозе товаров с территории Российской
Федерации (за исключением вывоза товаров через границу Российской Федерации с
государствами-участниками СНГ); при вывозе товаров через границу Российской
Федерации с государством-участником Таможенного союза - с отметками
пограничного таможенного органа государства-участника Таможенного союза о
фактическом вывозе товаров в третьи страны; при вывозе
товаров через границы России с государством, не являющимся участником
Таможенного союза - копию единых международных перевозочных документов с
подтверждением пограничного таможенного органа России о фактическом вывозе
товаров и копию грузовой таможенной декларации, оформленной на экспортируемые
из России товары, перемещаемые через таможенные границы государства-участника
СНГ в соответствии с таможенным режимом транзита, со штампом пограничной
таможни государства-участника СНГ, подтверждающим фактический вывоз
товаров за пределы территории государств-участников СНГ;
выписку из банка, подтверждающую
поступление выручки в иностранной валюте за перевозки экспортируемых грузов;
письмо центра МПС России о распределении
выручки в иностранной валюте за перевозки экспортируемых грузов.
Срок, в течение которого
налогоплательщики могут представлять указанные документы, считаем возможным
установить до трех месяцев.
04.03.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ