Проблемная ситуация: О применении налога на
добавленную стоимость во взаимоотношениях Российской Федерации с
государствами-участниками СНГ. Планируется ли внесение изменений в проект
Налогового кодекса, предусматривающих льготы по НДС при поставках товаров из РФ
в страны СНГ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 1997 г. N 04-03-01
Минфин России, рассмотрев вопрос
применения налога на добавленную стоимость во взаимоотношениях Российской
Федерации с государствами-участниками СНГ, сообщает следующее.
Общепринятая в международной практике
схема действия налога на добавленную стоимость при поставках товаров (работ,
услуг) между странами предполагает освобождение от этих налогов товаров,
экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе
товаров на территорию этой страны.
В настоящее время реализация российских
товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ облагается налогом на
добавленную стоимость.
Принимая во внимание, что Соглашение о
Таможенном союзе подразумевает наличие единой таможенной территории,
действующий порядок применения налога на добавленную стоимость во
внешнеторговых операциях Российской Федерации со странами СНГ, входящими в
Таможенный союз, должен быть сохранен.
Что касается распространения
международной практики применения налога на добавленную стоимость на
взаимоотношения с государствами-участниками СНГ, не вошедшими в Таможенный
союз, то такая система налогообложения предусматривает обеспечение жесткого
таможенного контроля за прохождением товаров и
связанного с этим взимания налога на добавленную стоимость по товарам,
импортируемым на территорию Российской Федерации, таможенными органами. Однако
в связи с необустроенностью должным образом
российских пунктов пропуска товаров (а в ряде случаев с их отсутствием)
необходимый таможенный контроль в сегодняшних условиях обеспечить невозможно.
В настоящее время проверки налоговых и
таможенных органов выявляют массовые факты фиктивного экспорта товаров (работ,
услуг). Фиктивный экспорт товаров стал одним из способов уклонения от уплаты
налога на добавленную стоимость и незаконного возмещения из федерального
бюджета сумм налога, уплаченных за материальные ресурсы, использованные при
производстве таких товаров (работ, услуг).
По предварительным данным Госналогслужбы
России в расчете на год предоставление налогоплательщикам необоснованных
налоговых льгот по экспорту товаров (работ, услуг) оценивается в размере около
25 трлн. рублей.
Принятие решения об
освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость поставок российских
товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ создаст условия для
массового уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость в российский
бюджет при расчетах за товары между российскими предприятиями путем заключения
фиктивных контрактов с организациями-посредниками стран Содружества, что очень
сложно проконтролировать в условиях "прозрачности" таможенных границ,
и приведет к еще большим потерям
федерального бюджета.
Таким образом, осуществить переход на
новую систему применения налога на добавленную стоимость в рамках
внешнеторговых операций с государствами-участниками СНГ, исключающий потери
доходов бюджета Российской Федерации, не представляется возможным.
В связи с изложенным, Минфин России не
считает необходимым вносить в проект Налогового кодекса положения,
предусматривающие освобождение от налога на добавленную стоимость поставок
российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ.
11.03.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ