Проблемная ситуация: В связи с Изменениями и
дополнениями N 3 к Инструкции N 39 для экспортеров сложилась сложная ситуация,
приводящая к тому, что законная возможность использования льготы по НДС по
экспортируемым товарам отодвигается на несколько месяцев и ставится в зависимость
от выполнения зачастую непонятных и в то же время труднореализуемых практически
требований:
Данным документом предусматривается
взимание НДС с авансовых платежей по экспортным контрактам. Фактически данная
мера означает изъятие у экспортера на несколько месяцев оборотных средств, что
вызывает дополнительные затраты;
Требование представления ГТД с отметками
пограничной российской таможни, товаросопроводительных документов,
подтверждающих поступление товаров в страну назначения для подтверждения экспорта,
не дает возможности вовремя воспользоваться льготой многим экспортерам.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 1997 г. N 01-10/04-900
Минфин России рассмотрел Ваше письмо по
вопросам применения налога на добавленную стоимость при поставках товаров на
экспорт и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от
01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый
налогом на добавленную стоимость, включаются любые получаемые предприятиями
денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров
(работ, услуг).
В связи с принятием
указанного Закона Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России
внесены Изменения и дополнения в Инструкцию Госналогслужбы России от 11.10.95
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
(зарегистрированы Минюстом России 12.09.96 N 1162), согласно которым налогом на
добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные
российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в
счет предстоящего экспорта товаров,
работ, услуг.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины" возврат налога на добавленную стоимость
по материальным ресурсам производственного назначения, использованным для
производства товаров (работ, услуг), реализуемых на экспорт, осуществляется
только после поступления выручки на счет налогоплательщика в российском банке. В связи с этим в указанную Инструкцию также внесены дополнения по
данному вопросу.
Учитывая
изложенное, в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не содержится норм,
противоречащих действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость
в части применения этого налога при получении авансовых платежей в счет
предстоящего экспорта товаров и возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам
материальных ресурсов, приобретаемых для производства товаров, реализуемых на
экспорт.
Что касается срока представления
документов, подтверждающих факт экспорта товаров, то такой срок указанной
Инструкцией не установлен. В связи с этим и принимая во внимание Решение
Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 1997 г., Госналогслужбой
России предполагается внести в вышеуказанную Инструкцию соответствующие
изменения в части подтверждения факта экспорта товаров. Минфином России по
данному вопросу предложения в адрес Госналогслужбы России направлены.
Так, по мнению Минфина России, при вывозе
экспортируемых товаров судами через морские порты для подтверждения факта
экспорта товаров за пределы территории государств-участников СНГ и одновременно
подтверждения поступления товаров в страну назначения можно считать достаточным
наличие следующих документов:
- копии поручения на отгрузку экспортных
грузов с указанием
порта разгрузки и с отметкой российской пограничной таможни;
- копии коносамента на перевозку
экспортного товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт,
находящийся за пределами территории государств-участников СНГ, с отметкой
российской пограничной таможни.
При вывозе экспортируемых товаров
железнодорожным транспортом из Российской Федерации для подтверждения
поступления товаров в страну назначения предлагается считать наличие у
экспортера грузовой таможенной декларации (или копии) с отметками пограничного
таможенного органа о фактическом вывозе товаров с территории Российской
Федерации (за исключением вывоза товаров через границу Российской Федерации с
государствами-участниками СНГ); при вывозе товаров через границу Российской
Федерации с государством-участником Таможенного союза - подтверждение
пограничного таможенного органа государства-участника Таможенного союза о
фактическом вывозе товаров в третьи страны; при вывозе
товаров через границу России с государством, не являющимся участником
Таможенного союза - грузовой таможенной декларации (или копии), оформленной на
экспортируемые из России товары, перемещаемые через таможенные границы
государства-участника СНГ в соответствии с таможенным режимом транзита, со
штампом пограничной таможни государства-участника СНГ, подтверждающим
фактический вывоз товаров за территорию государств-участников СНГ. Кроме
того, при вывозе товаров железнодорожным транспортом через границу Российской
Федерации с государствами-участниками СНГ для подтверждения вышеуказанной
льготы могут быть представлены товаросопроводительные документы, подтверждающие
вывоз товаров за границу территории государств-участников СНГ.
При вывозе экспортируемых товаров
международным автотранспортом для подтверждения факта экспорта, по мнению
Минфина России, должна быть представлена международная товаротранспортная
накладная о перевозках международным автотранспортом (или копия) с отметками
таможенных органов страны назначения (ввоза товаров).
11.03.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ