Проблемная ситуация: О соответствии налогообложения
НДФЛ и ЕСН российских граждан, работающих в Швеции, положениям Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы от 15.06.1993.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2008 г. N 03-08-05
В связи с письмом о соответствии
налогообложения российских граждан, работающих в Швеции, положениям Конвенции
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции
об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы от 15.06.1993 (далее - Конвенция) сообщаем следующее.
Статья 2 данной Конвенции гласит.
1. Настоящая Конвенция распространяется
на налоги с доходов, взимаемые от имени каждого из Договаривающегося
Государства, независимо от способа их взимания.
2. Налогами на доходы считаются все
налоги, взимаемые с общей суммы доходов или с отдельных элементов доходов,
включая налоги на доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества, а
также налоги на прирост стоимости имущества.
3. Налоги, на которые распространяется
настоящая Конвенция, являются:
a) применительно к Российской Федерации -
налоги на доходы и прибыль и доходы, взимаемые в
соответствии с Законами Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", "О налогообложении доходов банков",
"О налогообложении доходов от страховой деятельности" и "О
подоходном налоге с физических лиц" (именуемые далее "российские
налоги");
b) применительно к Королевству Швеции -
государственный подоходный налог, включая налог с заработной платы для моряков,
и налог на ценные бумаги, специальный подоходный налог для нерезидентов,
специальный налог для нерезидентов - работников искусств и спортсменов, налог
на недвижимость и коммунальный подоходный налог (именуемые далее "шведские
налоги").
4. Настоящая Конвенция будет применяться
также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут
взиматься после даты подписания Конвенции в дополнение или вместо налогов,
указанных в п. 3. Компетентные органы Договаривающихся государств уведомят друг
друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.
Это означает, что с самого начала
действия Конвенция распространялась (и продолжает распространяться)
исключительно на налоги на прибыль и доходы, но не на какие-либо налоги и/или
отчисления социального характера (например, страховые взносы в Пенсионный фонд,
фонды занятости, социального и медицинского страхования), существовавшие в
Российской Федерации в момент заключения Конвенции. Конвенция также не
распространяется на российский единый социальный налог, заменивший указанные
страховые взносы (ставка ЕСН в России составляет по регрессивной шкале от 26%
до 2%). То же самое справедливо и для аналогичных шведских налогов (взносов).
Таким образом, как российская, так и
шведская сторона имеют право взимать упомянутые в письме "пенсионные
налоги" с заработной платы физических лиц, работающих в каждой из стран по
найму.
При этом следует иметь в виду, что
Российской Федерацией в одностороннем порядке принято решение об освобождении
от уплаты ЕСН выплат, производимых российскими организациями в пользу
иностранных граждан, работающих в обособленных подразделениях этих организаций,
расположенных за пределами территории Российской Федерации, в том числе в
Швеции. Соответствующая норма Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
вступила в силу с января 2008 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.02.2008