Проблемная ситуация: МУП получило право провести
реструктуризацию кредиторской задолженности по налоговым платежам в федеральный
бюджет. МУП своевременно уплатило задолженность согласно графику, соблюдая при
этом сроки уплаты по текущим налоговым платежам. Правомерен ли отказ налоговой
инспекции признать задолженность по пеням и штрафам безнадежной и списать ее,
при том что срок давности взыскания санкций по реструктуризованной задолженности истек?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 2008 г. N 03-01-10/1-12
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно возможности списания
задолженности по пене и сообщает следующее.
В соответствии с
проводимой в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации
реструктуризацией кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности
по налогам и сборам.
При выполнении условий реструктуризации и
при досрочном погашении реструктурируемой
задолженности у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам.
Что касается
предложения о списании реструктурируемой
задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условия досрочного
погашения задолженности по основному долгу, то оно не поддерживается, поскольку
реализация такого предложения нарушит условия реструктуризации и, кроме того, в
неравные условия поставит организации, к настоящему времени полностью
рассчитавшиеся с бюджетом по суммам реструктурированной задолженности.
Относительно возможности признания
задолженности по пене и штрафам безнадежной к взысканию и ее списания в рамках
ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщаем, что
списание задолженности по пене и штрафам законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах с действующих организаций не предусмотрено.
Обязанность каждого налогоплательщика по уплате
законно установленных налогов и сборов определена ст. 57 Конституции Российской
Федерации.
Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса
налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога,
если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания прекращения обязанности по
уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Кодекса. Названной статьей не
предусмотрено в качестве основания для прекращения обязанности по уплате
налогов и (или) сборов пропуск сроков давности взыскания.
На основании норм
Кодекса, в целях реализации ст. 59 Кодекса, устанавливающей списание недоимки
по налогам и сборам только в случае невозможности ее взыскания, Правительством
Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым
взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому
решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков:
ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации
организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших
(признанных таковыми) физических лиц.
Иных оснований для признания безнадежной
к взысканию и списания задолженности по пене и штрафам
действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не
предусмотрено.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.02.2008