Проблемная ситуация: О применении
налога на имущество организаций, в частности п. 17 ст. 381 НК РФ, резидентами
особой экономической зоны (ОЭЗ) в отношении имущества, используемого в рамках
соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (ТВД) и находящегося на
территории ОЭЗ и за ее пределами; имущества, используемого для иных видов
деятельности за пределами ОЭЗ; имущества, используемого одновременно в рамках
ТВД и иных видах деятельности.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2008 г. N 03-05-04-01/09
Министерство
финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о порядке применения п. 17 ст.
381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый
кодекс) резидентами особой экономической зоны в отношении имущества,
используемого в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
(далее - ТВД) и находящегося на территории особой экономической зоны (далее -
ОЭЗ) и за ее пределами; имущества,
используемого для иных видов деятельности на других территориях за пределами
ОЭЗ; имущества, используемого одновременно в рамках соглашения о ведении ТВД и
в других видах деятельности, и сообщает.
В соответствии со ст. 374 Налогового
кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое
и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение,
пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных
средств в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета.
Кроме того, п. 1
ст. 376 Налогового кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций
определяется российской организацией отдельно в отношении имущества,
подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении
имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный
баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне
местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Пунктом 17 ст. 381
части второй Налогового кодекса установлено, что освобождаются от
налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе
организации - резидента особой экономической зоны, созданного или
приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической
зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения
о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной
особой экономической зоны, в течение
пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона
от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ) организация, имеющая
статус резидента особой экономической зоны, вправе вести на территории особой
экономической зоны технико-внедренческую деятельность исключительно в пределах,
предусмотренных соответствующими соглашениями.
Пунктом 4 ст. 10 Федерального закона N
116-ФЗ установлено, что резидент особой экономической зоны (далее - резидент
ОЭЗ) не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой
экономической зоны.
При этом нормы, допускающие или
запрещающие резидентам ОЭЗ осуществление какой-либо деятельности за пределами
территории особой экономической зоны, за исключением запрещения ведения
деятельности через филиалы и представительства за пределами ОЭЗ, в Федеральном
законе N 116-ФЗ отсутствуют.
Следовательно, организация - резидент ОЭЗ
может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в
аренду) за пределами территории особой экономической зоны.
В этой связи считаем, что налоговая
льгота в соответствии с п. 17 ст. 381 Налогового кодекса предоставляется
организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве резидента
ОЭЗ, при одновременном выполнении следующих условий:
1) имущество должно быть создано или
приобретено для ведения ТВД в рамках соответствующего соглашения;
2) созданное или приобретенное в рамках
соглашения о ведении ТВД имущество должно быть поставлено на баланс организации
- резидента ОЭЗ или его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс;
3) созданное или приобретенное в соответствии
с соглашением о ведении ТВД имущество должно использоваться резидентом ОЭЗ для
ведения ТВД исключительно в пределах соответствующего соглашения;
4) созданное или приобретенное в рамках
соглашения о ведении ТВД имущество должно использоваться резидентом на
территории ОЭЗ;
5) с момента принятия на баланс имущества
в соответствии с соглашением для ведения ТВД прошло не более пяти лет;
6) созданное или приобретенное в рамках
соглашения о ведении ТВД имущество не должно находиться за пределами территории
ОЭЗ.
В случае если
объекты движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные для
ведения по соглашению ТВД, используется резидентом ОЭЗ на территории ОЭЗ
одновременно в соответствии с соглашением о ведении ТВД и для иных видов
деятельности, то такое имущество, по нашему мнению, не должно подлежать
налогообложению, поскольку нормативными документами по бухгалтерскому учету не
предусмотрено ведение бухгалтерского учета инвентарного объекта, являющегося
единицей учета, в зависимости от использования
одновременно в разных видах деятельности.
В то же время если отдельные объекты
движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные по соглашению о
ведении ТВД, находящиеся на балансе резидента ОЭЗ, используются на территории
ОЭЗ полностью для иных видов деятельности, то такое имущество должно подлежать
налогообложению в общеустановленном порядке.
Если организация - резидент особой
экономической зоны имеет за пределами особой экономической зоны имущество, то
такое имущество подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в
общеустановленном порядке, в том числе имущество, созданное или приобретенное
по соглашению для ведения ТВД.
В указанных случаях резидент ОЭЗ обязан
обеспечить для целей налогообложения отдельный учет облагаемых и не облагаемых
налогом на имущество организаций объектов движимого и недвижимого имущества, то
есть ведение отдельной оборотной ведомости, учитывающей остаточную стоимость
инвентарных объектов и их нахождение (движение) на балансе организации.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
28.02.2008