Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для налогообложения НДС услуг по предоставлению морских судов с
экипажем во временное пользование для вылова и переработки водных
биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, оказываемых российскими организациями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2008 г. N 03-07-08/53
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке
применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению
морских судов с экипажем во временное пользование для вылова и
переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне
Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает
следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции
по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 67 Конституции Российской
Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя
территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также
воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от
31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается
примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс
шириной 12 морских миль.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской
Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального
моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная
экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской
Федерацией.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами ст. 148 Кодекса.
Так, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по
предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с
экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория
Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и
пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской
Федерации. При этом в
соответствии с пп. 5 п. 1.1 данной статьи Кодекса
местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не
перечисленных в указанном пп. 4.1 п. 1 ст. 148
Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
Учитывая
изложенное, местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем
во временное пользование для вылова и переработки водных биологических ресурсов
в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых
российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и
указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на
территории Российской Федерации не являются.
Одновременно отмечаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
04.03.2008