Проблемная ситуация: Каков порядок уплаты
государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия иностранным
юридическим лицом, не осуществляющим предпринимательской деятельности на
территории РФ и не имеющим на территории РФ банковских счетов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2008 г. N 03-05-05-03/07
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты иностранными
организациями государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия и сообщает.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
сертификатом соответствия признается документ, удостоверяющий соответствие
объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил
или условиям договоров.
Подпунктом 78 п. 1 ст. 333.33 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена уплата
государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия в размере 100 руб.
При этом п. 4 ст. 333.18 Кодекса
предусмотрено, что иностранные организации, иностранные граждане и лица без
гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые
установлены гл. 25.3 Кодекса соответственно для организаций и физических лиц.
Согласно п. 3 ст. 333.18 Кодекса государственная
пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в
наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой
банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в
наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой
плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом
или кассой органа, в который производилась оплата.
В п. 18
Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными
судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что
в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Кодекса
плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет,
если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем гл. 4
"Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах
и сборах" Кодекса допускает участие налогоплательщика в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или
уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1
ст. 26). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в
соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Законными
представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные
представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных
документов (п. 1 ст. 27 Кодекса). В силу п. 3 ст. 29 Кодекса уполномоченный
представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на
основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством
Российской Федерации. Правила, предусмотренные гл. 4 Кодекса, распространяются
на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26).
Кроме того, в своем
Определении от 22.01.2004 N 41-О Конституционный Суд Российской Федерации
указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение
представителем действия от имени и за счет собственных средств
налогоплательщика - представляемого лица, следовательно, платежные документы на
уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а
уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств
налогоплательщика, находящихся в его
свободном распоряжении, то есть за счет его
собственных средств. Суд указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет на
то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных
средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко
установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим
налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное
толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей
обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко
персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата
налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога
налогоплательщиком.
Таким образом,
уплата государственной пошлины за совершение на территории Российской Федерации
юридически значимых действий, в том числе и за выдачу сертификата соответствия,
может быть произведена иностранными организациями, иностранными гражданами или
лицами без гражданства, находящимися за пределами Российской Федерации, через
своих представителей по месту совершения юридически значимого действия в валюте
Российской Федерации при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины
уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный
орган.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.03.2008