Проблемная ситуация: В 1995 г. согласно договору с ОАО
нами выполнены работы по капитальному строительству. Из-за отсутствия денежных
средств по причине неполучения на эти цели запланированных бюджетных средств
ОАО в 1996 г. расплачивается с нами сельхозпродукцией. Каков порядок применения
НДС, учитывая, что расчет производился товаром с разными ставками?
Возникают ли обязательства перед бюджетом
по уплате налога на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и
налога на пользователей автомобильных дорог в связи с реализацией вновь
поступившего товара?
Так как работы были выполнены, была
начислена зарплата. Средств на выплату, естественно, не было. Сразу же в банк
были отнесены поручения на перечисление подоходного налога, которые из-за
отсутствия средств попадали в картотеку N 2. За 1995-1996 гг. при проверке
налоговой инспекцией были начислены пени. За несвоевременную уплату подоходного
налога на руководителя был наложен штраф в размере 5 минимальных оплат труда.
Права ли налоговая инспекция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 1997 г. N 04-03-11
Министерство финансов Российской
Федерации в ответ на Ваше письмо сообщает, что согласно Инструкции
Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость" суммы этого налога по товарам, расчеты за
которые между предприятиями производятся без фактического движения денежных
средств (бартерные операции), принимаются к зачету. Основанием для определения
в этих случаях сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих вычету при
расчетах платежей в бюджет, являются первичные учетные документы при условии
указания в них сумм налога отдельной строкой. В связи с этим
суммы налога на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов
по продовольственным товарам, полученным по бартерной сделке, принимаются к
зачету при условии указания сумм налога в первичных учетных документах.
Согласно действующему законодательству
обязательства предприятий и организаций по уплате налога на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной сферы, а также налога на пользователей
автомобильных дорог возникают при наличии объекта налогообложения
вышеуказанными налогами.
В соответствии с Законом Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской
Федерации" объектом налогообложения по вышеуказанным налогам является
объем реализации продукции (работ, услуг).
Под объемом
реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка от реализации готовой
продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете 46
"Реализация продукции (работ, услуг)" и показываемая по статье 010
"Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом
налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных
платежей)" формы N 2 "Отчет о финансовых результатах". При заполнении формы N 2 по строке 010 "Отчета о финансовых
результатах" следует руководствоваться приказами Минфина России от
12.11.96 NN 96, 97.
Вопросы удержания подоходного налога
решены Законом Российской Федерации от 07.12.91 "О подоходном налоге с
физических лиц" с последующими изменениями и дополнениями. Так,
обязанность по удержанию и перечислению подоходного налога с доходов физических
лиц возложена на предприятия, учреждения и организации.
Согласно ст.9 вышеназванного Закона
предприятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы
исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического
получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня
перечисления со счетов организаций в банке по поручениям работников
причитающихся им сумм.
Если у предприятия недостаточно денежных
средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет
удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме,
пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату
труда.
Согласно ст.22 вышеуказанного Закона
своевременно не удержанные, удержанные не полностью суммы налогов, подлежащие
взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий,
учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном
порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих
взысканию. При этом взыскивается пеня в размере 0,5 процента
за каждый день просрочки начиная со следующего дня после срока уплаты по
день уплаты включительно.
Согласно ст.15 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" предприятия обязаны правильно
удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и
своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения
указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к
административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Вместе с тем, по
нашему мнению, в случае, если предприятие в установленном налоговым
законодательством порядке начислило налог с сумм оплаты труда работникам
предприятия и своевременно сдало в банк платежное поручение на перечисление
налога в бюджет, уплата которого не произведена вследствие отсутствия средств
на расчетном счете предприятия (в том числе из-за отсутствия оплаты выполненных
работ по государственному заказу), следует применять санкции в виде взимания пени за просрочку платежей без административного
штрафа к руководителю предприятия.
25.03.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ