Проблемная ситуация: Просим разъяснить вопросы
налогообложения иностранных юридических лиц в РФ:
Какова должна быть
процедура предоставления освобождения от уплаты налога на доходы источника в
случае, когда доход был выплачен российской стороной без удержания налога в
соответствии с действующим международным соглашением, однако иностранная
компания подала заявление или другое доказательство своего резидентства
в том периоде, когда был получен доход, т.е. не в предварительном порядке, а по
получении дохода?
Правомерно ли, что налоговые органы в
описанной ситуации немедленно проводят налоговую проверку и удерживают с
российской стороны указанный налог в бесспорном порядке, игнорируя тем самым
положения международного соглашения?
Имеют ли право налоговые органы,
основываясь на внутреннем налоговом законодательстве России, ограничивать срок
возврата удержанного налога иностранному юридическому лицу, имеющему право на
такой возврат в соответствии с международными договоренностями, не
предусматривающими каких-либо временных ограничений?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 1997 г. N 04-06-05
Министерство финансов рассмотрело Ваш
запрос в отношении налогообложения иностранных юридических лиц в Российской
Федерации и сообщает следующее.
В соответствии с действующим налоговым
законодательством Российской Федерации предусмотренные
международными налоговыми соглашениями льготы по налогообложению для
иностранных юридических лиц предоставляются не автоматически, а при соблюдении
установленных процедур. Такие процедуры установлены положениями Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". Так,
согласно п.5.1 указанной Инструкции лица, выплачивающие иностранным юридическим
лицам доходы от источников в России, обязаны удержать налог из суммы выплаты и
перечислить его в бюджет.
Неудержание налога (полное или частичное) указанными лицами (налоговыми агентами)
может производиться в случаях:
- если у них
имеется 4-й экземпляр Заявления на предварительное освобождение от
налогообложения доходов от источников в Российской Федерации по форме 1013DT с
соответствующими отметками налоговых органов иностранного государства и России;
- выплаты доходов российскими банками
иностранным банкам по краткосрочным операциям при наличии информации о таких
иностранных банках в справочниках, указанных в п.6.3 Инструкции;
- выплаты доходов в пользу постоянного
представительства иностранного юридического лица, если у налогового агента
имеется 3-й экземпляр уведомления об источниках доходов в Российской Федерации
по форме 1011FE с отметкой соответствующего налогового органа о получении 1-го
экземпляра этого уведомления.
При отсутствии у налогового агента на
дату выплаты дохода вышеуказанных оснований должно производиться удержание
налога по ставкам, установленным российским законодательством.
Суммы налогов, не
перечисленные в бюджет согласно установленному порядку, удерживаются налоговыми
органами при проведении документальных проверок в бесспорном порядке с
налогового агента, за исключением случаев, когда на момент проверки
представлены документы по установленной форме, подтверждающие факт постоянного
местопребывания получателя доходов в государстве, с которым у России имеется
соглашение об избежании двойного налогообложения,
предусматривающее необложение таких доходов в России
или обложение их по пониженным
ставкам.
Указанный порядок доведен до налоговых
органов письмом Госналогслужбы России и рекомендован при проведении
документальных проверок.
Право на проведение
налоговых проверок налоговыми органами закреплено в российском
законодательстве, в частности, в ст.7 Закона РСФСР "О Государственной
налоговой службе РСФСР" от 21.03.91 N 943-1 (с изменениями и
дополнениями), п.2 ст.14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 (с изменениями и
дополнениями). Такие проверки
могут осуществляться как в очередном, так и во внеочередном порядке при
соблюдении установленных законодательством процедурных требований.
Практическое исполнение положений
налоговых соглашений предполагает выполнение ряда специальных процедур, которые
устанавливаются и реализуются в соответствии с национальным налоговым
законодательством. Одной из таких процедур в Российской Федерации является
возврат иностранному юридическому лицу уплаченных в России налогов. При этом ст.10 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 и п.6.2 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
установлено, что заявления о возврате сумм удержанных налогов, поданные
иностранными юридическими лицами по истечении года со дня получения дохода, к
рассмотрению не принимаются.
Понимаем, что установление такого
ограничительного срока создает некоторые проблемы в реализации прав на
предусмотренные международными налоговыми соглашениями налоговые льготы для
иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в
России, однако установление процедур применения соглашений является
прерогативой внутреннего законодательства. В любом случае речь об изменении
указанного порядка может вестись лишь на законодательном уровне.
25.03.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ