Проблемная ситуация: Предлагаем внести следующие
изменения в Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
1. Предоставить льготу кредитным,
страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам в части
финансирования капитальных вложений, направляемых на новое строительство и
реконструкцию зданий этих организаций.
2. При присоединении кредитных организаций,
страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, получивших убыток, к другим,
соответственно, кредитным организациям, страховщикам и негосударственным
пенсионным фондам у последних в течение последующих трех лет освободить от
уплаты налога часть прибыли, направляемую на покрытие этого убытка.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 1997 г. N 01-10/04-1099
В соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской
Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и
Государственной налоговой службой Российской Федерации рассмотрели предложение
о предоставлении кредитным и страховым организациям, негосударственным
пенсионным фондам налоговой льготы в части финансирования капитальных вложений,
направленных на новое строительство и реконструкцию зданий этих организаций, и
об освобождении от налогообложения части прибыли, направленной на покрытие убытков присоединяемых кредитных и страховых организаций,
негосударственных пенсионных фондов.
Проводимая в Российской Федерации работа
по реформированию налоговой системы предусматривает равномерное и справедливое
распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации неоднократно
принимались решения, направленные на сокращение бессистемно действующих
многочисленных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости налоговой
системы по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не
пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних
налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для
других.
Учитывая, что, в
основном, в Российской Федерации завершен переход к рыночной экономике и за
этот период сложилась достаточно сильная и технически оснащенная
кредитно-финансовая система, считаем нецелесообразным предусматривать
индивидуальную льготу для кредитных и страховых организаций и негосударственных
пенсионных фондов по налогу на прибыль, касающуюся исключения из
налогооблагаемой базы части прибыли, направленной на финансирование капитальных
вложений.
Отказ от предоставления такой льготы
обосновывается также тем, что при наличии льготы одна и та же стоимость
оборудования списывается дважды. Первый раз списывается за счет средств бюджета
(налога на прибыль) стоимость приобретенных основных средств, вторично - за
счет отнесения на себестоимость сумм износа основных средств. В целях создания
экономических условий для осуществления технического перевооружения (быстрейшего
накопления собственных источников финансирования) налогоплательщикам разрешено
применять механизм ускоренной амортизации по основным средствам, относящимся к
активной части производственных основных фондов.
Одновременно с этим сообщаем, что в проект
Налогового кодекса включена норма, предусматривающая введение нелинейной
амортизации, дающей возможность резко сократить сроки полного восстановления
затраченных на приобретенное оборудование средств.
Что касается
предложения об освобождении от налогообложения части прибыли, направленной на
покрытие убытков при слиянии кредитных и страховых организаций,
негосударственных пенсионных фондов, то предлагаемые в законопроект изменения
противоречат общему направлению налоговой реформы и приведут к непредсказуемым
потерям бюджета в связи с принятием убытков реорганизуемых организаций в
уменьшение налогооблагаемой базы принимающей стороны.
Кроме того, представляется экономически
неоправданным списывать убытки, полученные хозяйствующими субъектами в
результате плохо организованной, бесхозяйственной деятельности, на
государственный бюджет.
Следует иметь в виду, что в соответствии
со ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации предприятия
государство как кредитор имеет преимущественное право по сравнению с другими
кредиторами на получение от данного предприятия средств в погашение
задолженности перед бюджетом.
Учитывая изложенное, принятие предложения
об освобождении от уплаты налога на прибыль части прибыли, направленной на
покрытие убытков организаций, возникших в результате поглощения (присоединения)
аналогичных организаций (банков, других кредитных организаций, страховщиков и
негосударственных пенсионных фондов), являющихся убыточными по любым
основаниям, в том числе и в результате умышленного или фиктивного банкротства,
должно рассматриваться как прямая попытка переложить
на государство ответственность хозяйствующих субъектов за нерадивое и
непрофессиональное ведение производства.
В целях исключения влияния на
государственный бюджет любых операций, связанных с изменениями структуры
действующих предприятий и организаций не считаем целесообразным принимать
какие-либо налоговые режимы, предусматривающие прямое государственное участие в
этих процессах.
В связи с изложенным
считаем нецелесообразным вносить поправки в действующий Закон Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
направленные на создание особого режима налогообложения банков, страховых
организаций и негосударственных пенсионных фондов.
25.03.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ