Проблемная ситуация: Комбинат в качестве основного
вида сырья использует спирт этиловый синтетический для производства хлороформа,
а затем на его основе фторполимерных материалов. Фторполимерные производства относятся к отраслям высоких
технологий, гарантирующих научно-технический прогресс. В связи со вступлением в
действие 21 января 1997 г. Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" цена синтетического
спирта с учетом новых размеров акцизов увеличивается в несколько раз, что
приводит к тяжелому положению подобные предприятия. Привлечение банковских
кредитов также невозможно без гарантий возврата средств из федерального
бюджета. Возможно ли исключение из перечня подакцизных товаров этилового
спирта, используемого для производства хлороформа и фторсодержащих продуктов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 1997 г. N 01-10/04-1259
Минфин России совместно с Минпромом
России, Минэкономики России, Госналогслужбой России рассмотрел вопросы
приобретения предприятиями-потребителями синтетического спирта и сообщает
следующее.
Начиная с 1992 г. в условиях перехода к
рыночным отношениям практически был утрачен контроль за
производством и оборотом алкогольной продукции и этиловых спиртов. Особенно
острая ситуация сложилась в сфере производства и потребления спиртов
технических, которые практически до конца 1996 г. отпускались потребителям по
прямым договорам без каких-либо ограничений и квот. При этом уровень цен на эти
виды спиртов до включения их в перечень подакцизных товаров был значительно
ниже уровня цен на спирты пищевые, что явилось одной из причин использования их
для производства фальсифицированной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В 1996 г. для создания равновыгодных условий налогообложения спиртов из пищевого и
непищевого сырья спирты технические были включены в перечень подакцизных
товаров, и с 1997 г. на них установлена единая ставка акциза в размере 12 тыс.руб. за 1 литр, которая также
распространяется на импортируемые спирты.
Вместе с тем согласно налоговому
законодательству сумма акциза, уплаченная предприятиями, использующими товарный
технический спирт для изготовления неподакцизной
продукции, на себестоимость производимых товаров не относится, а засчитывается
в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в
десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 800 "О порядке
возмещения из Федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый,
вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный
на производство не облагаемой акцизами продукции" утвержден порядок
возмещения из бюджета сумм акцизов по техническому спирту, израсходованному на
производство продукции, не облагаемой акцизами. Указанный порядок направлен в территориальные органы Федерального
казначейства Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 03.12.96 N 103,
ВП-6-09/832.
Что касается спирта-сырца, то согласно
Федеральному закону от 10 января 1997 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон Российской Федерации "Об акцизах", эта
продукция обложению акцизами не подлежит.
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации Минэкономики России подготовило проект "Комплексного
плана мероприятий по наведению порядка в сфере производства и реализации
алкогольной продукции". Данным проектом предлагается поручить Госстандарту
России, Минэкономики России, Минсельхозпроду России и Росалкогольмонополии
подготовить нормативные акты, согласно которым выпуск этиловых спиртов из всех
видов сырья должен осуществляться только по государственным стандартам и
предусматривающие введение регистрации на федеральном уровне спиртов этиловых
из непищевого сырья. Спирт этиловый из пищевого сырья подлежит государственной
регистрации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового
спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей
пищевой продукции".
Минфин России поддерживает указанное
предложение Минэкономики России и считает необходимым ускорить введение
государственной регистрации этилового спирта из непищевого сырья. При этом
следует обозначить параметры отнесения технического спирта к категории
спирта-сырца, что позволит решить вопрос невзимания
акцизов по этому спирту.
Кроме того, в целях унификации исчисления
акцизов по алкогольной продукции Минфин России считает целесообразным
установить ставки акциза на спирт этиловый в зависимости от содержания
абсолютного алкоголя.
Учитывая изложенное, предложение об
отмене акциза на технический спирт не поддерживается.
Что касается
предложения об исключении из перечня подакцизных товаров этилового спирта,
используемого только для производства хлороформа и фторсодержащих продуктов, то
согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об
основных направлениях реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины" одним из направлений государственной
политики в области налоговой реформы является сокращение льгот и исключений из
общего режима налогообложения. Кроме того,
учитывая, что принятие положительного решения по этому вопросу создаст
прецедент для постановки аналогичных предложений производителями другой
подобной продукции, данное предложение не может быть поддержано.
По мнению Госналогслужбы России, учитывая
недостаток оборотных средств у предприятий, выпускающих неподакцизную
продукцию, на оплату технического спирта, используемого для производства этой
продукции, целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении им кредитов банка
под гарантию Правительства Российской Федерации или Минфина России.
04.04.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ