Проблемная ситуация: Предлагаем не применять к
доходам, выплачиваемым российской стороной владельцам валютных облигаций
субъектов РФ, размещаемых за рубежом, действующие нормы налогового
законодательства в части удержания налога на доход.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 1997 г. N 01-10/04-1272
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело письмо с предложением о неприменении к доходам, выплачиваемым
российской стороной владельцам валютных облигаций субъектов Российской
Федерации, размещаемых за рубежом, действующих в Российской Федерации норм
налогового законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от
10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" введена
ставка налога на доходы по государственным ценным бумагам в размере 15
процентов, удерживаемого источником выплаты.
Законом Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций" (в ред. Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ)
сохранен ранее действовавший порядок, согласно которому доход, полученный в
виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, должен зачисляться в федеральный
бюджет (п.4 ст.9).
Указанный налог предусмотрен в качестве
источника формирования доходной части федерального бюджета на 1997 г.
Совместное Письмо Министерства финансов
Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от
03.03.97 N 01-31/37, ВЕ-6-05/166 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 05.03.97 N 1265) "О некоторых вопросах
налогообложения, связанных с облигациями внешних облигационных займов 1997 года"
регулирует вопросы налогообложения облигаций внешних облигационных займов
Российской Федерации.
В том случае, если условия выпуска,
размещения, обращения и погашения еврооблигаций субъектов Российской Федерации
соответствуют требованиям, определенным вышеуказанным Письмом, применяется
порядок налогообложения, установленный указанным Письмом.
В этом случае проценты, выплачиваемые по
этим облигациям, не являются объектом обложения налогом на доходы. Во всех
остальных случаях источником выплаты признается субъект Российской Федерации
или уполномоченный им орган (платежный агент) и на него возлагается обязанность
удержать налог и перечислить его в федеральный бюджет.
В настоящее время
считаем нецелесообразным вносить изменения в действующий порядок зачисления
налога на доход в федеральный бюджет, имея в виду необходимость создания
механизмов регулирования процессов формирования государственного долга, долгов
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, препятствующих
стихийному и крупномасштабному изъятию средств с реальных финансовых рынков
Российской Федерации, и направления их на финансирование дефицита бюджетов всех
уровней.
В условиях большого бюджетного дефицита и
необходимости соблюдения нормативов по госдолгу, согласованных с МВФ, считаем
необходимым сохранить действующий порядок зачисления налога на доход по
государственным ценным бумагам в федеральный бюджет. Обращаем внимание на то,
что это является вынужденной мерой по предупреждению необоснованного увеличения
расходов на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга
Российской Федерации, вызванного увеличением заимствований, производимых
субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем нельзя также не учитывать,
что за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование общегосударственных
объектов и программ независимо от фактически поступающих с данных территорий
налогов.
В связи с изложенным
не считаем возможным ставить вопрос об ограничении действий федеральных законов
в отношении выпусков отдельных видов государственных ценных бумаг (включая
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации).
07.04.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ