Проблемная ситуация: Не будет ли
более рациональным для российского бюджета переход на общепринятый в
международной практике порядок применения НДС и акцизов при поставках товаров
(работ, услуг) между странами СНГ по принципу места назначения товаров,
предусматривающему освобождение от налогов товаров, экспортируемых в другие
страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию этих
стран?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 1997 г. N 01-10/04-1665
Минфин России сообщает следующее.
На основании действующего порядка
применения налога на добавленную стоимость и акцизов в торговле между
Российской Федерацией и государствами-участниками СНГ (по принципу места
происхождения товаров) по расчетным данным за 1996 г. в бюджет Российской
Федерации поступило свыше 2,0 млрд. долларов США.
В случае перехода
на общепринятый в международной практике порядок применения налога на
добавленную стоимость и акцизов при поставках товаров (работ, услуг) между
странами (по принципу места назначения товаров, предусматривающему освобождение
от налогов товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием
налогов при ввозе товаров на территорию этих стран) в условиях 1996 г. в бюджет
Российской Федерации было бы получено менее 0,9 млрд.долларов
США.
Таким образом, освобождение от налога на
добавленную стоимость товаров, произведенных российскими предприятиями для
покупателей, находящихся на территории государств-участников СНГ, почти в два
раза снизит возможные доходы российского бюджета по этим операциям.
Такие потери
обусловлены, прежде всего, большим удельным весом поставок из
государств-участников СНГ продовольственных товаров, по которым при ввозе на
территорию Российской Федерации будет применяться пониженная ставка налога на
добавленную стоимость в размере 10 процентов, а также технологического
оборудования и транспорта общественного пользования, освобождаемых в настоящее
время от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении.
Кроме того, проверки налоговых и
таможенных органов продолжают выявлять массовые факты фиктивного экспорта
товаров (работ, услуг). Фиктивный экспорт товаров стал одним из способов
уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и незаконного возмещения из
федерального бюджета сумм налога, уплаченных за материальные ресурсы,
использованные при производстве таких товаров (работ, услуг).
По предварительным данным Госналогслужбы
России, в расчете на год предоставление налогоплательщикам необоснованных
налоговых льгот по экспорту товаров (работ, услуг) оценивается в размере около
4 млрд. долларов.
Принятие решения об
освобождении от налога на добавленную стоимость поставок российских товаров
хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ создаст условия для массового
уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость в российский бюджет при
расчетах за эти товары между российскими предприятиями путем заключения
фиктивных контрактов с организациями-посредниками стран Содружества, что очень
сложно проконтролировать в условиях "прозрачности" таможенных границ,
и, следовательно, приведет к еще большим
потерям федерального бюджета.
Учитывая
изложенное, осуществить переход на новую систему применения налога на
добавленную стоимость в рамках внешнеторговых операций с
государствами-участниками СНГ, исключающий потери доходов бюджета Российской
Федерации, не представляется возможным.
Однако в проект специальной части
Налогового кодекса включено положение, предусматривающее с 2000 г. освобождение
от налога на добавленную стоимость поставок российских товаров хозяйствующим
субъектам всех государств-участников СНГ и обложение этим налогом товаров,
происходящих с территории государств-участников СНГ и ввозимых на российскую
таможенную территорию.
По мнению Минсотрудничества
России, существующий принцип применения налога на добавленную стоимость с
государствами-участниками СНГ по месту происхождения товаров экономически неоправдан и, кроме того, отказ от такой системы позволит
дополнительно получить в бюджет Российской Федерации свыше 2,0 млрд. долларов
США. Указанная сумма дохода рассчитана исходя из
дополнительных поступлений налогов в связи с ростом объемов производства и при
условии действия единой ставки налога на добавленную стоимость в размере 20
процентов на все продовольственные и промышленные товары, а также при полной
отмене льгот по налогу на добавленную стоимость по технологическому
оборудованию и транспортным средствам общественного пользования, ввозимым на
территорию Российской Федерации.
Однако в настоящее время согласно
налоговому законодательству на продовольственные товары (за исключением
подакцизных) и ряд товаров для детей действует пониженная ставка налога на
добавленную стоимость в размере 10 процентов. Согласно
Федеральному закону от 28.04.97 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" действует
порядок, в соответствии с которым по технологическому оборудованию и транспорту
общественного пользования, ввозимым на территорию Российской Федерации по
контрактам, заключенным до вступления в силу этого Закона и зарегистрированным
в установленном порядке в таможенных органах, налог на добавленную стоимость не
взимается. Поэтому учитывать дополнительные доходы российского бюджета
при переходе на порядок применения налога на добавленную стоимость по принципу
места назначения товаров, прогнозируемые Минсотрудничеством
России, оснований не имеется.
05.05.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ