Проблемная ситуация: В сложившейся системе
налогообложения многие предприятия, такие, как предприятия игорного и
развлекательного бизнеса, зачастую уклоняются от уплаты налогов, скрывая
истинные доходы. Какие меры предпринимаются в целях предотвращения уклонения от
налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 1997 г. N 04-02-18
Департамент налоговых реформ, рассмотрев
Ваше письмо, сообщает следующее.
Налоговая система Российской Федерации
действует с 1 января 1992 г. При этом видное место в налоговой системе занимает
налог на прибыль с предприятий и организаций. Налогообложение прибыли
регулируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций". Законом установлены
равные требования по исчислению и уплате налога на прибыль ко всем плательщикам
независимо от их организационно-правовых форм собственности и отраслевой
принадлежности.
В частности, Законом установлено, что
доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса
облагаются налогом по ставке 90 процентов; доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на
них облагаются налогом по ставке 70 процентов.
Существующая система, несмотря на
многочисленные претензии, в основном справедливые, на определенном этапе
оказалась достаточно эффективной.
Однако в сегодняшней ситуации действующая
налоговая система зачастую выступает как тормоз экономического развития страны.
Недостатки налоговой системы стали на практике обнаруживаться и
налогоплательщиками, и налоговыми органами. При этом широкое распространение
получили различные способы ухода от налогообложения, что справедливо отмечено в
Вашем письме.
Для устранения недостатков в
законодательство вносилось достаточно много дополнений и уточнений.
Однако существенное изменение может быть
достигнуто только с принятием Налогового кодекса Российской Федерации -
основополагающего документа, регулирующего налоговые отношения в Российской
Федерации.
В настоящее время проект Налогового кодекса
Российской Федерации одобрен Правительством Российской Федерации.
Относительно налогообложения доходов
предприятий игорного и развлекательного бизнеса следует также иметь в виду, что
в проекте Налогового кодекса наряду с сохранением действующего порядка
предусмотрен альтернативный порядок налогообложения доходов указанных
предприятий. В частности, в целях предотвращения возможностей уклонения от
налогообложения предприятий игорного и развлекательного бизнеса в проекте
Налогового кодекса предусмотрено, что уполномоченные региональные органы власти
вправе принимать решения об обязательном переводе предприятий игорного и
развлекательного бизнеса на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности. При этом указанные предприятия обязаны ежегодно уплачивать в доход
бюджета стоимость патента, определенную уполномоченными органами власти с
последующим перерасчетом (в связи с фактическими результатами деятельности за
отчетный период и по итогам налогового периода). Если стоимость патента
превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода, возврат
налогоплательщику разницы между указанными суммами не производится.
06.05.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
А.И.КОСОЛАПОВ