Проблемная ситуация: ООО в соответствии с Уставом в
течение 1996 г. осуществляло как обычный инвестор за счет собственных средств и
кредитов банка приобретение в свою собственность ГКО и ОФЗ и их реализацию
(погашение).
1. Облагается ли налогом на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также налогом на
пользователей автодорог выручка (доход) от реализации государственных ценных
бумаг, полученная ООО в 1996 г.?
2. Обязано ли ООО,
выступающее на рынке ценных бумаг как инвестор, производить переоценку
облигаций в соответствии с п.8.5 Положения об обслуживании и обращении выпусков
государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденного Приказом ЦБ
России от 15.06.95 N 02-125?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 мая 1997 г. N 04-07-06
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрено Ваше письмо по отдельным вопросам, связанным с
налогообложением операций с ценными бумагами, и сообщается следующее.
1. В 1996 г. принадлежность предприятий и
организаций к инвестиционным институтам должна определяться в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к инвестиционным институтам, которые изложены в
Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах
в РСФСР, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 N
78.
В зависимости от
того, может ли ООО (общество с ограниченной ответственностью) признаваться
инвестиционным институтом, к нему должны применяться нормы Закона Российской
Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями) и Инструкции Госналогслужбы
России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды". В том
случае, если субъектами Российской Федерации не предусмотрен иной перечень, по
налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
применяется аналогичный порядок определения налогоплательщиков, что и по налогу
на пользователей автомобильных дорог.
Порядок исчисления и уплаты налога на
пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы профессиональными участниками рынка ценных
бумаг разъяснен Государственной налоговой службой Российской Федерации и
Министерством финансов Российской Федерации Письмом от 17.03.97 NN СШ-4-07/11н,
1-35/128 (зарегистрировано Минюстом России 02.04.97 N 1284).
2. В соответствии с
"Временным порядком бухгалтерского учета по операциям с государственными
именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках",
утвержденным Приказом Банка России от 6 мая 1993 г. N 02-78 (в ред. от
07.02.97), владельцы государственных краткосрочных бескупонных облигаций,
проводящие переоценку ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, в соответствии с
нормативными актами Центробанка России, регулирующими бухгалтерский учет в
Российской Федерации, отражают переоценку в бухгалтерской отчетности.
Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России устанавливает
правила ведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности только
для банковской системы.
По законодательству Российской Федерации
единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории
Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами, вне
зависимости от подчиненности и форм собственности (кроме банков), утверждаются
приказами Министерства финансов Российской Федерации.
Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170, не
предусмотрено для предприятий и организаций, не относящихся к кредитным
организациям, отражение в учете результатов переоценки государственных ценных
бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также рыночной
стоимости этих бумаг на день проведения торгов.
14.05.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ