Проблемная ситуация: Подлежат ли возмещению суммы НДС,
уплаченные в декабре 1995 г. таможенным органам по основным средствам и материальным ресурсам, внесенным в
уставный капитал совместного предприятия иностранным участником? Указанные
суммы налога были уплачены таможенным органам от имени и за счет совместного
предприятия, являвшегося декларантом, по договору поручения
компанией-нерезидентом, осуществлявшей таможенное оформление ввозимых грузов, и
согласно указанному договору подлежат возмещению последней совместным предприятием.
Полученные основные средства и материальные ресурсы были отражены в бухучете
совместного предприятия. Права ли налоговая инспекция, требующая удержания
налога на доходы иностранных юридических лиц и НДС с полной суммы дохода
иностранной компании за услуги по растаможиванию, а
не с суммы комиссионного вознаграждения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 1997 г. N 04-03-08
В связи с Вашими вопросами об удержании
налога с доходов иностранных юридических лиц, определении оборота, облагаемого
налогом на добавленную стоимость, и о порядке возмещения налога на добавленную
стоимость, уплаченного таможенным органам в 1995 г. при ввозе материальных
ресурсов и оборудования в уставный фонд предприятий, Департамент налоговых реформ
сообщает следующее.
В соответствии с
Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении
прибыли и доходов иностранных юридических лиц" доходы иностранного
юридического лица, являющегося поверенным российского юридического лица, в виде
возмещения уплаченной таможенным органам суммы налога на добавленную стоимость
и комиссионного вознаграждения за такие услуги являются доходами из источников
в Российской Федерации от деятельности, не связанной с деятельностью в
Российской Федерации через постоянное
представительство. С таких доходов удерживается налог по ставке 20 процентов
лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу.
Согласно Указу
Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях
в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в 1995
г. в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включались средства,
полученные от других предприятий и организаций (за исключением средств,
зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, средств на целевое
бюджетное финансирование, а также на
осуществление совместной деятельности). В связи с этим и в соответствии с
Федеральным законом от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с 28
апреля 1995 г. налог на добавленную стоимость должен был уплачиваться
российским предприятием со всей суммы средств, перечисляемых иностранной организации.
Учитывая изложенное,
требования налоговой инспекции об удержании налога на добавленную стоимость с
полной суммы дохода, полученного иностранным юридическим лицом за услуги по растаможиванию товаров, а не только с суммы комиссионного
вознаграждения, обоснованны.
Кроме того, при
исчислении налога на добавленную стоимость следует учитывать, что в
соответствии с п.2 ст.7 Закона Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая
внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными
от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога,
фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и
обращения.
В связи с этим налог на добавленную
стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе основных средств и
материальных ресурсов в качестве вклада в уставный фонд предприятия с
иностранными инвестициями, в счет предстоящих платежей по этому налогу не
засчитывается и из бюджета не возмещается, а относится на прибыль, остающуюся в
распоряжении предприятия.
20.05.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ