Проблемная ситуация: Каков порядок начисления и
взимания НДС при производстве и поставках продукции между российскими и
белорусскими организациями в рамках договоров о международной кооперации и
сотрудничестве?
В сложившейся в 1996 г. практике
сотрудничества российских предприятий с белорусским ПО сложилась ситуация,
когда российские предприятия при поставках на ПО комплектующих изделий,
необходимых для изготовления продукции машиностроения, выставляли счета с добавлением
20% и кредитовали свой 68 счет соответствующей суммой НДС.В
дальнейшем российские предприятия, получая свою продукцию от ПО, оплачивали ее
стоимость с учетом ранее предъявленного ПО НДС и дебетовали 68 счет. Правильно
ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 1997 г. N 04-03-17
Рассмотрев Ваше письмо по вопросу
применения порядка начисления и взимания налога на добавленную стоимость при
производстве и поставках продукции между российскими и белорусскими организациями
в рамках договоров о международной кооперации и сотрудничестве, Департамент
налоговых реформ сообщает следующее.
В соответствии со ст.4 Протокола от 15
апреля 1994 г. о механизме реализации Соглашения об общих условиях и механизме
поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей
государств-участников СНГ, подписанного в г.Ашхабаде 23 декабря 1993 г., правительства
государств-участников Содружества согласились осуществить одновременное
введение в действие нормативных документов по порядку применения налога на
добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ,
услуг).
Положение, разработанное Госналогслужбой
России и Минфином России, предполагалось довести до сведения налогоплательщиков
после принятия соответствующих нормативных документов всеми государствами
Содружества.
17 января 1997 г. Совет глав правительств
СНГ утвердил Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и
акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при
расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, которое
распространяется и на продукцию машиностроения.
Однако согласно ст.15 Федерального закона
от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"
международные договора Российской Федерации, исполнение которых требует
изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также
устанавливающие иные правила, чем предусмотрены действующим законодательством,
подлежат ратификации.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации
осуществляется в форме федерального закона.
В связи с изложенным
вышеуказанное Положение вступит в силу только после принятия соответствующего
федерального закона.
Что касается порядка
исчисления налога на добавленную стоимость при поставках товаров в
государства-участники СНГ, в том числе Республику Беларусь, то согласно п.17
Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость" расчеты при реализации таких
товаров производятся с учетом налога на добавленную стоимость по ставке в
размере 20%.
Согласно п.16 указанной Инструкции сумма
налога на добавленную стоимость должна быть выделена отдельной строкой как в
первичных учетных, так и в расчетных документах. В этих случаях сумма налога на
добавленную стоимость, уплаченная по товарам, приобретаемым российскими
предприятиями в государствах СНГ, принимается к зачету в общеустановленном
порядке.
Таким образом, порядок применения налога
на добавленную стоимость при поставках комплектующих российскими предприятиями
ПО не противоречит налоговому законодательству.
30.05.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ