Проблемная ситуация: Можно ли квалифицировать
канадскую корпорацию по развитию экспорта как организацию, освобождающуюся от
уплаты налога на прибыль с доходов от предоставления ею кредитов российским
компаниям?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 1997 г. N 04-07-07
В связи с Вашим письмом по вопросу
налогообложения доходов, полученных иностранными компаниями-нерезидентами от
предоставления кредитов российским компаниям, Департамент налоговых реформ
сообщает следующее.
В соответствии с действующим российским
налоговым законодательством доходы иностранных юридических лиц, не связанные с
деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство,
подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. Однако, если
международным договором об избежании двойного
налогообложения, заключенным Россией с иностранным государством, предусмотрено
частичное или полное освобождение таких доходов у источника выплаты,
применяются правила международного договора. В этой связи возврат излишне
взысканных и уплаченных налогов (освобождение от налогообложения у источника
выплаты) осуществляется в соответствии с положениями п.п.6.1-6.2 Инструкции
Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и
доходов иностранных юридических лиц".
При этом следует
иметь в виду, что в соответствии с п.3 ст.9 Соглашения между Правительством
СССР и Правительством Канады об избежании двойного
налогообложения доходов от 13 июня 1985 г. проценты, возникающие в одном
Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого
Договаривающегося Государства, который имеет фактическое право на такие
проценты, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если они
выплачиваются в отношении ссуды
(кредита), предоставленной, гарантированной или застрахованной Правительством
этого другого Государства или такой государственной организацией этого другого
Государства, которая определена и согласована компетентными органами
Договаривающихся Государств.
Таким образом, доходы государственной
организации - канадской корпорации, полученные из источников в Российской
Федерации в отношении кредитов, предоставляемых российским компаниям, подлежат
налогообложению в Канаде в соответствии с п.3 ст.9 вышеназванного Соглашения.
Кроме того,
сообщаем, что указанная льгота будет распространяться на канадскую корпорацию и
после вступления в силу нового Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Канады об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество от 5 октября 1995 г. в соответствии с
п.3 ст.11 данного Соглашения.
В заключение
необходимо подчеркнуть, что если доходы канадской корпорации из источников в
Российской Федерации будут носить регулярный и однотипный характер, то для того
чтобы корпорация смогла воспользоваться льготой, предоставляемой Соглашением об
избежании двойного налогообложения между Россией
(СССР) и Канадой, корпорация должна заранее представить в тот налоговый орган,
в котором состоит на учете лицо, выплачивающее доходы (налоговый агент),
заявление о предварительном
освобождении от налогообложения доходов от источников в
Российской Федерации по требуемой форме с соответствующими отметками
налогового органа Канады.
Заявление об освобождении от
налогообложения доходов от источников в Российской Федерации представляется в
соответствии с порядком и по форме, установленными Инструкцией Госналогслужбы
России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц".
30.05.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ