Проблемная ситуация: НПО в 1994 г. заключило договоры
комиссии с заказчиками организациями - резидентами РФ. Предметом договоров
являлось поручение приобрести от имени НПО (комиссионера), но за счет
заказчиков (комитентов) гражданские самолеты. Самолеты производятся на Украине
предприятием, с которым были заключены договоры поставки. Поставка самолетов
осуществлялась в 1994, 1995, 1996 и в марте 1997 г.г. Каков порядок применения НДС?
Изменялся ли этот порядок после принятия Указа Президента от 18.08.96 N 1216?
Действует ли в настоящее время Положение
о порядке применения НДС и акцизов по поставкам товаров (услуг) по
производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами
государств-участников СНГ, утвержденное 17.01.97 Советом глав правительств СНГ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 1997 г. N 04-03-17
Департамент налоговых реформ, рассмотрев
Ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при закупке
товаров на территории Украины по договорам комиссии или поручения, сообщает
следующее.
В соответствии с
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с
учетом изменений и дополнений) организации (предприятия), занимающиеся продажей
и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения,
получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений,
других сборов, облагаемый оборот определяют на основе стоимости реализуемых
покупателям товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.
В случае заключения договора комиссии на
поставку для комитента каких-либо товаров, в том числе гражданских самолетов,
сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет
предприятием-комиссионером, определяется как разница между суммой налога,
полученной от комитента, и суммой налога, уплаченной за приобретенные для
комитента товары.
Суммы налога на добавленную стоимость,
оплачиваемые комитентом комиссионеру, принимаются к возмещению у комитента в
установленном порядке.
В соответствии с действующим на
территории Украины законодательством по налогу на добавленную стоимость
хозяйствующие субъекты Украины осуществляют расчеты за реализуемые в Российскую
Федерацию товары по ценам без увеличения их на сумму налога
на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное,
сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет
предприятием-комиссионером, участвующим в расчетах при закупке гражданских
самолетов на Украине для российского заказчика (комитента), определяется на
основе стоимости товаров, реализуемых комитенту, исходя из полной цены
приобретаемых самолетов.
Согласно пп."щ" п.1 ст.5 вышеуказанного Закона самолеты
гражданские при ввозе на территорию Российской Федерации, в том числе с
территории Украины, до внесения поправок, установленных Федеральным законом от
28.04.97 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость", от налога на добавленную
стоимость освобождались.
Таким образом,
порядок применения и исчисления налога на добавленную стоимость при закупке
самолетов гражданских на территории Украины через посредников по договорам
комиссии или поручения после принятия Указа Президента Российской Федерации от
18.08.96 N 1216 "Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих
с территории Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации" не
изменился.
Что касается
Положения о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по
поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между
хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, утвержденного 17 января
1997 г. Советом глав правительств СНГ, то согласно ст.15 Федерального закона от
15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"
международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует
изменения действующих или принятия новых
федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены
действующим законодательством, подлежат ратификации.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации
осуществляется в форме федерального закона.
В связи с изложенным
вышеуказанное Положение может вступить в силу на территории Российской
Федерации только после принятия соответствующего федерального закона.
02.06.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ