Проблемная ситуация: Возможно
ли возобновить ранее действующий порядок резервирования части средств из
выручки, поступающей на счета предприятий, при условии их направления на
приобретение производственных запасов с возложением контроля за их целевым
использованием на банковские учреждения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июня 1997 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации по поручению Правительства Российской Федерации рассмотрело
предложение о резервировании части средств из выручки, поступающей на счета
предприятий, при условии их направления на приобретение производственных
запасов и сообщает следующее.
Введение в 1994 г.
льготного порядка использования средств, поступающих на расчетные (текущие)
счета предприятий и организаций для выплаты заработной платы, с последующим его
продлением было связано с напряженностью финансового положения предприятий и
организаций, а также остротой социальных последствий, связанных с задержкой
выплаты заработной платы, и рассматривалось как временная мера и являлось, по-существу, отсрочкой уплаты налогов.
Вместе с тем принятие льготного порядка
отрицательным образом сказалось на доходной части федерального и региональных
бюджетов и проведении жесткой финансовой политики.
Кроме того, по мнению отдельных глав
администраций, такой порядок в известной степени стимулировал нарушение
платежной дисциплины, в связи с чем ими ставился
вопрос об отмене действия данного порядка.
В октябре-декабре
1995 г., считая нецелесообразным продление временного порядка на 1996 г., в
целях менее болезненного перехода организаций на общий режим использования
средств, предусмотренный налоговым законодательством, а также в целях
обеспечения доходной базы бюджетов Правительство Российской Федерации приняло
решение (постановления Правительства Российской Федерации NN 1020 и 1245) о
поэтапном снижении размера денежных средств, направляемых на выплату заработной
платы и иные неотложные нужды.
Одновременно были предусмотрены меры по
адаптации в 1996 г. налогоплательщиков к условиям расчетов с бюджетами в
соответствии с действующим налоговым законодательством.
Так, серьезной
поддержкой предприятий, задолженность которых перед бюджетом связана с
неплатежами, недостаточным бюджетным финансированием, введением "валютного
коридора" и другими объективными причинами, стал принятый Президентом
Российской Федерации Указ N 65 от 19 января 1996 г. "О предоставлении
предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням
и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января
1996 года", в соответствии с которым
предприятиям и организациям также предоставляются отсрочки по уплате
задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового
законодательства, имеющейся на начало текущего года перед бюджетами всех
уровней, сроком на 5 лет.
Получив отсрочку по уплате задолженности
по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства,
предприятия и организации получили возможность направлять получаемые средства,
высвободившиеся от уплаты задолженности, на заработную плату и на уплату
текущих платежей.
Одновременно хотелось бы отметить, что
предоставление различных форм отсрочек и рассрочек, сводящихся в конечном итоге
к снижению налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов, неизбежно сказывается
на уровне налогов, поступающих в федеральный бюджет, играет антистимулирующую
роль: зачем своевременно платить налоги, если потом государство либо даст
отсрочку на недоимку, либо спишет ее.
Учитывая изложенное, а также принимая во
внимание напряженность с формированием доходной части бюджета, Министерство
финансов Российской Федерации не может поддержать Ваше предложение о
резервировании средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий.
06.06.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ