Проблемная ситуация: Банк просит предоставить
разъяснения по сложившейся ситуации. По мнению налогового
органа, в п.23 Письма Минфина России и Госналогслужбы России от 21.09.94 N 130,
от 23.09.94 N НП-6-01/362, разъясняющего применение п.58 Положения об
особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, содержится
расширительное толкование по вопросу отнесения затрат на финансовые
результаты, в связи с чем ГНИ не принимает отнесение затрат в соответствии с
п.23 Письма.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июня 1997 г. N 04-07-03
В связи с Вашим письмом, поступившим из
Минюста России, по вопросу применения п.23 Письма Минфина России и
Госналогслужбы России от 21.09.94 N 130, от 23.09.94 N НП-6-01/362 Департамент
налоговых реформ сообщает следующее.
Пунктом 58 разд.III "Доходы и расходы, относимые на финансовые
результаты деятельности банков" Положения об особенностях определения
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными
учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 мая 1994 г. N 490, регламентируется отнесение на финансовые результаты
банков расходов (убытков) и потерь, связанных с банковской деятельностью.
В период
подготовки, подписания и регистрации Письма Минфина России и Госналогслужбы
России от 21.09.94 N 130, от 23.09.94 N НП-6-01/362 "О порядке применения
отдельных пунктов Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой
базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными
учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 мая 1994 г. N 490", зарегистрированного в Минюсте России
03.10.94 N 719, не был принят Федеральный закон
"О рынке ценных бумаг", регулирующий отношения, возникающие при
эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а
также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка
ценных бумаг.
При этом согласно
Закону РСФСР от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности в
РСФСР" кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг (выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и
иные операции с ценными бумагами), то есть операции по купле-продаже
государственных ценных бумаг действующим банковским законодательством были
отнесены к банковской деятельности.
В связи с этим п.23
Письма Минфина России и Госналогслужбы России от 21.09.94 N 130, от 23.09.94 N
НП-6-01/362 "О порядке применения отдельных пунктов Положения "Об
особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490" были даны
уточнения к п.58 указанного
Положения, а именно, что убыток, полученный при реализации государственных
ценных бумаг, котируемых на фондовых биржах, в виде разницы между ценой реализации
(в пределах рыночной цены на день реализации) и балансовой стоимостью,
принимается на уменьшение налогооблагаемой базы. В случае реализации
государственных ценных бумаг ниже рыночной цены отрицательная разница,
образовавшаяся между фактической ценой реализации и рыночной ценой, сложившейся
на день совершения операции на региональной фондовой бирже, не должна уменьшать
налогооблагаемую базу.
Одновременно
сообщается, что при подготовке изменений и дополнений к Положению об
особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
банками и другими кредитными учреждениями, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, в п.58 указанного
Положения будут внесены дополнения в связи с определением деятельности
профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно принятому Федеральному
закону Российской Федерации от
22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
13.06.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ