Проблемная ситуация: Ряд авиапассажиров в служебных
командировках, включая и представителей органов государственной власти и
управления, пользуется услугами "VIP" залов. Следует ли включать
сумму расходов по обслуживанию в "VIP" зале в совокупный доход
физических лиц, в том числе физических лиц - представителей органов
государственной власти и управления, обслуживающихся
бесплатно? Подлежат ли расходы за пользование "VIP" залом отнесению
на себестоимость продукции (работ, услуг) и следует ли на их сумму
корректировать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 1997 г. N 01-19/04-422
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
В части, касающейся включения в
облагаемый налогом доход физических лиц расходов по обслуживанию в
"VIP" залах представителей органов государственной власти и
управления, сообщается, что в соответствии с пп."д" п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 7
декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (с
последующими дополнениями и изменениями) не подлежат налогообложению
компенсационные выплаты в пределах норм, утвержденных законодательством,
связанных с возмещением командировочных расходов.
При оплате
работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за
ее пределы в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм,
установленных законодательством, а также фактически произведенные и
документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и
обратно, сборы за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на
проезд на аэродром или вокзал в местах
отправления, назначения или пересадок (за исключением проезда на такси), на
провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению заграничного
паспорта и виз, прописке заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке
на наличную иностранную валюту.
Пунктом 2 Указа
Президента Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 1177 "О нормах
расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в
пределах Российской Федерации" определено, что федеральным государственным
служащим, замещающим высшую или главную государственную должность федеральной
государственной службы, кроме того, оплачиваются услуги залов официальных
делегаций вокзалов и аэропортов.
Кроме того, ст.33 Федерального закона от
8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
установлено, что депутат имеет право бесплатного пользования залами официальных
делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций,
морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.
Таким образом, стоимость пользования
услугами "VIP" залов физическими лицами, в том числе представителями
органов государственной власти и управления, оплаченная на основании
соответствующего законодательного акта за счет средств учреждений и
организаций, подпадает под действие пп."д" п.1 ст.3 Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" и налогообложению не подлежит.
Суммы оплаты за физических лиц в иных, не
предусмотренных законодательством, случаях включаются в совокупный
налогооблагаемый доход таких лиц в общеустановленном порядке.
В части отнесения расходов за пользование
"VIP" залом на себестоимость продукции (работ, услуг) и корректировки
налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль на эти суммы сообщается
следующее.
В соответствии с
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 г. N 552 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 1
июля 1995 г. N 661), в себестоимость включаются фактические затраты, непосредственно связанные с производством и
реализацией. Исходя из этого, затраты, связанные с обслуживанием во время служебной
командировки работников в "VIP" зале, подлежат включению в
фактическую себестоимость.
В соответствии с пп."и" п.2 указанного Положения для целей
налогообложения затраты на служебные командировки принимаются в пределах норм,
установленных законодательством.
16.06.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ