Проблемная ситуация: Основная деятельность организаций
культуры осуществляется не только за счет бюджетных ассигнований, но и на
платной основе в части показа спектаклей, концертных программ, экспозиций
музеев, выставок и предоставления других платных услуг культуры населению.
Правы ли налоговые органы, трактующие платные формы культурной деятельности как
предпринимательскую деятельность организаций культуры, подлежащую
налогообложению на общих основаниях?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1997 г. N 04-02-07
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело
Ваше письмо и сообщает следующее.
Законом Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что бюджетные
и другие некоммерческие организации (к которым относятся организации культуры),
имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с
получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Указанным Законом установлены специальные
льготы для организаций культуры. В частности, не подлежит налогообложению
прибыль государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических
коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических
садов, дендрологических парков и национальных заповедников, полученная от их
основной деятельности. Для предприятий, находящихся в собственности творческих
союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль
уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной
деятельности этих союзов.
Кроме того, установлена льгота для
предприятий, перечисляющих средства государственным учреждениям и организациям
культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным
объединениям творческих работников.
В соответствии с п.1 ст.2 ч.1
Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью
является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В то же время ст.47 Закона Российской
Федерации от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской
Федерации о культуре" определено, что деятельность некоммерческих
организаций культуры по реализации предусмотренных
уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской
лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не
инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения,
развития и совершенствования основной уставной деятельности. Указанные нормы
противоречат ст.3 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой
предусмотрено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других
законодательных актах, должны соответствовать упомянутому Кодексу.
Учитывая изложенное, Минфин России
считает, что налогообложение организаций культуры должно производиться в
соответствии с действующим налоговым законодательством и Гражданским кодексом
Российской Федерации.
По нашему мнению, необходимо привести
Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о
культуре" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
23.06.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ