Проблемная ситуация: Рассматривается ли как нарушение
налогового законодательства уменьшение банками в 1996 г. налогооблагаемой
прибыли на сумму отрицательной переоценки облигаций федерального займа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1997 г. N
04-07-03
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрено Ваше письмо по отдельным вопросам налогообложения
коммерческих банков и сообщается следующее.
В соответствии с Приказом Центрального
банка Российской Федерации от 06.05.93 N 02-78 "О проведении операций с
краткосрочными государственными бескупонными облигациями" (с учетом
последующих редакций) банки-дилеры обязаны проводить ежедневную переоценку
государственных ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, с учетом изменения рыночной
цены, относя положительную курсовую разницу на доходы, а отрицательную - на
расходы.
Указанный порядок первоначально касался
только государственных краткосрочных бескупонных облигаций, по которым при налогообложении
полностью льготировался доход, исчисленный как
разница между ценой покупки и ценой реализации. При этом положительная разница
от переоценки ГКО включалась в облагаемый доход независимо от того, была реализована облигация или нет. Отрицательная разница не
уменьшала налогооблагаемую базу.
Вместе с тем при выпуске в обращение
облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) сохранение
порядка отражения в учете результатов переоценки, установленного ранее для ГКО,
привело к необоснованным дополнительным потерям у налогоплательщика-банка.
Так как в отличие от ГКО по облигациям
федерального займа был предусмотрен иной порядок определения процентного дохода
(он рассчитывался от номинальной стоимости облигации), запрещение уменьшать налогооблагаемую
базу на сумму отрицательной разницы от переоценки фактически снижало заявленную
государством доходность по указанным облигациям. В результате банки уплачивали
налог с базы, превышающей фактически полученную прибыль.
В связи с тем, что
на рынке ценных бумаг в результате нестабильной ситуации в экономике страны
возникают резкие колебания в стоимости ценных бумаг (что имело место в
апреле-мае 1996 г., когда крупные коммерческие банки в целях оказания поддержки
Правительству Российской Федерации приобрели значительный пакет государственных
ценных бумаг и в целях поддержания их ликвидности не осуществили их реализацию
при резком снижении цены на облигации
на ОРЦБ, что предотвратило резкую дестабилизацию ситуации на финансовом рынке и
обеспечило государству возможность произвести рефинансирование государственного
долга в необходимых объемах), крупнейшие банки Российской Федерации, являющиеся
дилерами на ОРЦБ, приняли на себя повышенные риски в связи с колебанием цены
государственных ценных бумаг.
Кроме того, следует иметь в виду, что
Центральным банком Российской Федерации с 1 июля 1996 г. к участию на
российском рынке государственных ценных бумаг допущены иностранные юридические
и физические лица.
Для сохранения на ОРЦБ российских
юридических лиц следовало принять экстренные меры для разрешения сложившейся
ситуации на ОРЦБ.
В этих целях
Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской
Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации обратились в
Правительство Российской Федерации с разъяснением сложившейся ситуации по
вопросу определения налогооблагаемой базы при совершении коммерческими банками
операций с государственными ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, и получили
согласие на принятие при налогообложении в уменьшение валовой прибыли суммы
отрицательной разницы от переоценки государственных ценных бумаг в пределах положительной разницы.
В соответствии с
Письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.02.97 N 408, Министерства
финансов Российской Федерации от 04.02.97 N 10 и Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 04.02.97 N ВЕ-6-05/103 "О порядке
применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными
ценными бумагами" (действует с 22.04.97, т.е. с даты официального заключения Минюста
России по вышеуказанному Письму) данный порядок разрешено применять к
результатам переоценки облигаций на ОРЦБ по состоянию с 1 апреля 1996 г., но
перерасчет налогооблагаемой базы произвести во втором квартале 1997 г.
Одновременно с этим считаем, что если
коммерческие банки уменьшали налогооблагаемую базу в 1996 г. (т.е. до выхода
вышеуказанного Письма) на сумму отрицательной разницы, то недовнесение
в бюджет налога на прибыль, по нашему мнению, должно рассматриваться как
нарушение налогового законодательства.
02.07.97 Заместитель руководителя
Департамента
налоговых реформ
А.И.КОСОЛАПОВ