Проблемная ситуация: Каков порядок налогообложения
доходов физических лиц от операций с государственными бескупонными облигациями?
Правомерно ли приравнивать дисконт, полученный от ГКО (МКО), к процентам по
государственным ценным бумагам и не включать его в совокупный доход физических
лиц?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июля 1997 г. N 04-07-06
В связи с Вашим письмом по вопросу
налогообложения доходов физических лиц, полученных ими от операций с
государственными бескупонными облигациями Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, Департамент налоговых реформ сообщает.
В соответствии с пп."л" и "н" п.1 ст.3 Закона Российской
Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"
(с последующими изменениями и дополнениями) в совокупный доход, полученный
физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются выигрыши по
облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, республик
в составе Российской Федерации, других республик бывшего СССР и суммы,
получаемые в погашение таких облигаций, а также проценты и выигрыши по
государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим
государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного
самоуправления.
Поскольку
Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных
бескупонных облигаций, утвержденным Приказом Центрального банка Российской
Федерации от 15.06.95 N 02-125 (с последующими изменениями и дополнениями),
предусмотрено, что денежные расчеты инвесторов по сделкам с ГКО осуществляются
исключительно через дилеров, а также учитывая, что разница между ценой
реализации и ценой покупки ГКО приравнивается к проценту, то при получении
доходов по операциям с ГКО, совершаемым
через уполномоченных дилеров (то есть юридических лиц - профессиональных
участников рынка ценных бумаг, заключивших договор с Центральным банком
Российской Федерации на выполнение функций по обслуживанию ГКО), в том числе
при купле-продаже на вторичном рынке, погашении, физические лица вправе
воспользоваться льготами, предусмотренными пп."л" и "н" п.1 ст.3 Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Такой порядок налогообложения распространяется
и на доходы, полученные физическими лицами по операциям купли-продажи
государственных бескупонных облигаций субъектов Российской Федерации, если
условия их выпуска, обращения и погашения соответствуют условиям,
предусмотренным для ГКО.
Доход, полученный по облигациям, условия
выпуска, обращения и погашения которых отличаются от условий, предусмотренных
для ГКО, не может быть приравнен к проценту.
Если физические лица получают доходы по
операциям купли-продажи облигаций на основании договоров, заключенных с
юридическими лицами, не являющимися дилерами (уполномоченными лицами на
совершение операций на организованном рынке ценных бумаг от своего имени), то
такие физические лица при получении доходов по операциям купли-продажи
облигаций права на льготу по подоходному налогу, предусмотренную пп."л" и "н"
п.1 ст.3 Закона Российской федерации "О подоходном налоге с физических
лиц", не имеют.
В связи с этим доходы, полученные
физическими лицами от операций купли-продажи облигаций на вторичном рынке через
юридических лиц, не являющихся уполномоченными дилерами, а также облигаций,
доход по которым не может быть приравнен к проценту, подлежат налогообложению в
общеустановленном порядке у источника их выплаты в соответствии с положениями пп."т" п.1 ст.3 указанного
Закона.
При этом организации, выплачивающие доход
физическому лицу, обязаны ежеквартально сообщать налоговым органам по месту
своего нахождения о таких выплатах по форме, предусмотренной в Приложении N 3 к
Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
По желанию физического лица при подаче им
по окончании года декларации о совокупном годовом доходе налоговым органом
может быть произведен перерасчет и ранее произведенный вычет заменен на сумму
фактически произведенных физическим лицом расходов, связанных с получением
дохода от операций купли-продажи облигаций.
10.07.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
А.И.КОСОЛАПОВ