Проблемная ситуация: Возможно
ли не производить безакцептных списаний средств со
счетов предприятий за оказанные услуги в случаях, предусмотренных
законодательством, без приложения к платежным требованиям счетов-фактур
поставщиков, оформленных в соответствии с утвержденным порядком ведения
журналов учета счетов-фактур при расчете налога на добавленную стоимость.
При безакцептном
списании покупатель лишается возможности воздействовать на поставщика по
востребованию первых экземпляров счетов-фактур, добровольно представлять
которые они отказываются.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 1997 г. N 04-03-03
В связи с Вашим письмом по вопросу
применения и оформления счета-фактуры типовой формы, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914,
Департамент налоговых реформ сообщает.
Согласно Письму
Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 N ВЗ-6-03/890, 109 "О
применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1
января 1997 года" счет-фактура типовой формы, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914, является обязательным
документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, на основании
которого производятся расчеты налога на добавленную стоимость и осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и полнотой
уплаты налога в бюджет. При этом счет-фактура составляется поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) и представляется покупателю (заказчику) не позднее
10 дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ,
оказания услуг).
С введением указанной типовой формы
счета-фактуры сохраняются все действующие формы расчетных и первичных учетных
документов, включая счета и счета-фактуры типовых форм N 868 и N 868а.
Формы и сроки оплаты товаров (работ,
услуг) устанавливаются по согласованию сторон при заключении договора, если
иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом
или правовыми актами.
Покупатель обязан оплатить товар (работу,
услугу) непосредственно до или после передачи ему товара, выполнения работы,
оказания услуги в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором
не предусмотрен, то в срок, определенный в соответствии со ст.314 Гражданского
кодекса Российской Федерации или другим законом (правовым актом).
Согласно ст.854 Гражданского кодекса
Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком
на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных
средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях,
установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Учитывая изложенное, основанием для
оплаты товаров (работ, услуг) являются расчетные и первичные учетные документы,
оформление которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не противоречит
условиям оплаты, предусмотренным договором или законом (правовым актом).
В связи с этим счет-фактура типовой
формы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
29.07.96 N 914, может служить основанием для оплаты товаров (работ, услуг),
если договором или законом (правовым актом) не предусмотрена оплата товаров
(работ, услуг) до отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно п.5 Письма
Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 N ВЗ-6-03/890, 109 "О
применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1
января 1997 года" ссылка на номера соответствующих счетов-фактур
обязательна только в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях,
требованиях) на оплату отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных
услуг).
Указанный порядок оформления расчетных
документов не распространяется на такие формы оплаты товаров (работ, услуг),
предусмотренные договором или законом (правовым актом), как авансовые платежи
(предоплата), безакцептное списание средств со счета
плательщика (покупателя), если такое списание осуществляется до отгрузки
товаров, выполнения работ, оказания услуг.
29.07.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ