Проблемная ситуация: Банк просит проанализировать
сложившуюся ситуацию с документальными проверками, проводимыми в коммерческих
банках налоговыми органами.
Кроме того, что банки в соответствии с
законодательством представляют налоговым органам сведения о
финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов за истекший
финансовый год, проводятся неплановые проверки по своевременности перечисления
платежей в бюджет, исполнения отдельных инкассовых поручений налоговых органов,
а также с целью получения сведений об отдельных налогоплательщиках. В налоговом
же законодательстве закреплено право получать
документы и сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщиков, от любых юридических лиц, включая банки, а не проводить в
них проверки для получения таких документов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 1997 г. N 04-01-10
Министерство
финансов Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой
Российской Федерации рассмотрели письмо банка, содержащее просьбу
проанализировать сложившуюся ситуацию с неправомерными, по мнению банка,
неплановыми документальными проверками, проводимыми в коммерческих банках
работниками налоговых органов как с целью получения непосредственно в банках
сведений об отдельных неблагополучных налогоплательщиках, так и с целью
проведения проверки своевременности исполнения этими банками возложенных на них
обязанностей по своевременному
исполнению поручений налогоплательщиков по перечислению налоговых платежей в
бюджет, а также своевременному исполнению банками инкассовых распоряжений
налоговых органов на бесспорное взыскание недоимки по платежам в бюджет и по
существу поставленных вопросов считают необходимым сообщить следующее.
С одной стороны, общеизвестно, что
созданные на волне переходного периода к рыночной экономике многочисленные
коммерческие банки зачастую не в полной мере отвечают профессиональным требованиям,
предъявляемым к банковским работникам, к банковской системе в целом.
Налоговыми органами фиксируются
многочисленные факты злоупотреблений и нарушений со стороны
работников коммерческих банков при проведении операций по своевременному
исполнению платежных документов по перечислению налоговых платежей в бюджет.
И в данном случае банки вместо осуществления соответствующих контрольных
функций за своевременным исполнением платежных документов клиентов сами
выступают в роли нарушителей действующего законодательства.
С другой стороны, по мере развития
рыночных отношений и создания многочисленных коммерческих структур участились
случаи уклонения налогоплательщиков от исполнения действующего законодательства
в виде своевременной уплаты налоговых платежей в бюджет. Поэтому вполне
оправданными являются документальные проверки хозяйственно-финансовой
деятельности отдельных налогоплательщиков, нарушающих налоговое
законодательство, работниками налоговых органов.
Принимая во внимание
изложенное, в соответствии с Межведомственным планом первоочередных мероприятий
по пополнению доходной части федерального бюджета Госналогслужбой России
совместно с Федеральной службой налоговой полиции и Министерством внутренних
дел Российской Федерации проводятся массовые проверки коммерческих банков.
Так, за 1996 г. в результате этих
проверок выявлено 1510 тыс. случаев задержки исполнения поручений
налогоплательщиков на перечисление платежей в бюджет на сумму 36,3 трлн.руб., в том числе в
федеральный бюджет - 18 трлн.руб.
За I квартал 1997 г. выявлено 661 тыс.
случаев задержки исполнения поручений налогоплательщиков на сумму 19 трлн.руб., в том числе в
федеральный бюджет - около 9 трлн.руб.
Особую озабоченность вызывают выявленные
за проверяемый период случаи (в количестве 194088) задержки исполнения
поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в бюджет (1957 млрд.рублей) при наличии
достаточных денежных средств на расчетных (текущих) счетах клиентов и
корреспондентских счетах коммерческих банков, требующие принятия кардинальных мер
усиления ответственности коммерческих банков за нарушения подобного рода,
вплоть до лишения лицензии на совершение банковской деятельности.
Масштаб нарушений не дает каких-либо
видимых оснований для сокращения объема проверок коммерческих банков работниками
налоговой службы.
31.07.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ