Проблемная ситуация: Администрация закрытого
административно - территориального образования города (ЗАТО) предоставляет
налогоплательщикам, зарегистрированным в городе, целевую налоговую льготу при
условии финансирования последними особо важных социальных заказов по развитию территории ЗАТО города.
При этом льготы предоставляются в
соответствии с соглашением, заключаемым между налогоплательщиком и Администрацией как по местным налогам, так и по федеральным.
1. Правомерно ли предоставление указанных
налоговых льгот?
2. Заключается ли специальное соглашение
между администрациями закрытых административно-территориальных образований и
Министерством финансов РФ в части сумм налогов, остающихся в распоряжении
закрытых административно-территориальных образований?
3. В каком порядке для целей
налогообложения должны учитываться суммы начисленных в установленном порядке
налогоплательщиком налогов и оставленных у последнего в качестве льготы,
полученной по соглашению с Администрацией ЗАТО?
4. В каком порядке должны оформляться
счета-фактуры?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 августа 1997 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
запрос ЗАО о правомерности действий администрации города в части предоставления
налоговых льгот по налогам, оставляемым в их распоряжении, и по вопросам,
входящим в компетенцию Департамента, сообщает следующее.
По пункту 1.
Законом Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст.1) дополнительные
льготы по налогообложению могут предоставляться органами государственной власти
административно-территориальных образований только в пределах сумм налогов,
зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их
бюджеты.
Поэтому положение ст.5 (п.1) Закона
Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом
административно-территориальном образовании" (в ред. от 28.11.96) в части
зачисления в доходы бюджета закрытого административно-территориального
образования (ЗАТО) всех налогов и других поступлений с его территории может быть
реализовано органами государственной власти ЗАТО в
пределах налогов, уменьшенных на суммы предоставленных льгот.
При этом следует иметь в виду, что
согласно действующему налоговому законодательству право предоставления
дополнительных налоговых льгот налогоплательщикам, находящимся на территории
закрытого административно-территориального образования, дано законодательным
(представительным) органам власти этих территорий, а не их администрациям.
Следовательно, администрация города
превысила свои полномочия и нарушила нормы действующего налогового
законодательства, самостоятельно предоставив дополнительные налоговые льготы
налогоплательщикам.
В соответствии со ст.10 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
налоговые льготы устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами, т.е. в данном случае на основании принятого
законодательным (представительным) органом власти закрытого
административно-территориального образования закона (решения, постановления и
т.п.).
По пункту 2.
По сообщению Департамента территориальных
бюджетов Минфина России специальное соглашение между администрациями закрытых
административно-территориальных образований и Министерством финансов Российской
Федерации в части сумм федеральных налогов, остающихся в распоряжении закрытых
административно-территориальных образований, не заключается.
По пункту 3.
Налоговое законодательство не содержит
никаких особенностей при определении источников для уплаты налогов на
территории ЗАТО. Поэтому исчисление и уплата налогов налогоплательщиками,
состоящими на налоговом учете на территории закрытых
административно-территориальных образований, должны производиться в
общеустановленном порядке согласно действующим нормативно-законодательным актам
по налогообложению.
По пункту 4.
Действующее налоговое законодательство по
налогу на добавленную стоимость не содержит никаких исключений для закрытых
административно-территориальных образований (ЗАТО) из порядка оформления
счетов-фактур. В связи с этим счета-фактуры при реализации налогоплательщиками,
расположенными на территории ЗАТО, товаров (работ, услуг) должны оформляться в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N
914 и с учетом Письма Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 N
ВЗ-6-03/890 и 109.
07.08.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ