Проблемная ситуация: На территории города местными
органами самоуправления введен ряд местных налогов и целевых сборов, в т.ч. сбор за уборку территории населенных пунктов и т.д.
Является ли ограничение ставки сборов в год для юридических лиц в размере 3
процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, действующим
для всех сборов по совокупности, перечисленных не только в пп."ж" п.1, но и во всей статье 21 Закона "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 1997 г. N 04-05-17/117
В связи с возникшим вопросом по
применению налогового законодательства Департамент налоговой политики сообщает.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от
27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" установлено 23 самостоятельных местных налога, взимаемых
независимо друг от друга.
Кроме того, Закон предусматривает, что 18
из них вводятся по решению районных, городских органов местного самоуправления.
Вопросы утверждения конкретных ставок налогов, перечня плательщиков и
предоставляемых льгот, а в отдельных случаях и объекта налогообложения в
соответствии с законодательством также отнесены к компетенции органов местного
самоуправления. При этом Закон не предусматривает предельный уровень изъятия по
всем местным налогам.
Так, целевые сборы с граждан и
предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых
форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования
и другие цели (пп."ж"
п.1 ст.21 Закона) устанавливаются решениями городских и районных органов
местного самоуправления. При этом законодательно определено, что ставка всех
целевых сборов в год не может превышать 3 процентов от 12 установленных законом
размеров минимальной месячной оплаты труда для физических лиц и для юридических
лиц - размера 3 процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного
исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Таким образом, данное ограничение
относится только к размеру целевых сборов и на другие местные налоги и сборы,
установленные ст.21 вышеназванного Закона, не распространяется.
Конкретные направления использования сумм
сбора (например, для нужд образования или другие цели) определяются положением
о его введении, утвержденным соответствующим органом местного самоуправления.
При этом следует учитывать, что пп."г" п.1 ст.20
вышеуказанного Закона установлен сбор на нужды образовательных учреждений,
взимаемый с юридических лиц по ставке, не превышающей одного процента от их
годового фонда заработной платы.
Данный сбор относится к системе
региональных налогов, вводится по решениям органов законодательной
(представительной) власти субъектов Российской Федерации и взимается независимо
от вышеназванных целевых сборов.
Что касается сбора за уборку территорий
населенных пунктов (пп."х"
п.1 Закона), взимаемого с юридических и физических лиц (владельцев строений),
то в соответствии с действующим законодательством порядок его введения (включая
установление объекта налогообложения, размера ставок сбора, срока уплаты,
состава плательщиков и перечня льгот) полностью отнесен законодательством к
компетенции городских, районных органов местного самоуправления, на территории
которых принято решение о его введении.
11.08.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ