Проблемная ситуация: Областной думой 30.01.96 принят
закон о введении муниципального налога для финансовой поддержки важнейших
отраслей сельского хозяйства области. Плательщики налога - юридические лица
расходы по его уплате производили за счет чистой прибыли. В соответствии с
Указом Президента РФ от 18.08.96 N 1214 этот налог с 01.01.97 на территории
области отменен. Правы ли организации, обращающиеся с исковыми заявлениями в
арбитражный суд области о возврате из областного бюджета незаконно внесенных
средств по указанному налогу в 1996 г., ссылаясь на то, что принятый областной
закон противоречит Конституции РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 августа 1997 г. N 04-05-17/121
Министерство
финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает, что на
основании п.п.2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г.
N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной
реформы в Российской Федерации", регламентирующего полномочия Президента Российской
Федерации по внесению безотлагательных изменений в действующее
законодательство, принят Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря
1993 г. N 2268 "О формировании
республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994 году", который имеет силу
законодательного акта.
В соответствии с п.7 данного Указа
региональным и местным органам власти предоставлено право устанавливать
дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской
Федерации. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна
производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после
уплаты налога на прибыль. Действие данного пункта не ограничено во времени и
имеет длящийся характер.
При этом Указом
Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1214 с 1 января 1997 г.
отменено право органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления по введению на подведомственных им территориях дополнительных
региональных и местных налогов, не предусмотренных ст.ст.20 и 21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
В связи с этим считаем, что муниципальный
налог для финансовой поддержки важнейших отраслей сельского хозяйства области
введен в рамках действующего законодательства и для возврата налогоплательщикам
из областного бюджета внесенных в 1996 г. средств оснований не имеется.
Следует также
отметить, что Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31
октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия" определено, что в
случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу
закон, суд, исходя из положений ч.4 ст.125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со
ст.101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" может быть сделан судом первой, кассационной или
надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
18.08.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ