Проблемная ситуация: Правомерны ли требования,
предъявляемые органами налоговой полиции к аудиторским фирмам в части
представления этим органам материалов аудиторских проверок организаций?
Наступает ли в случае представления указанных сведений органам налоговой полиции
гражданско-правовая ответственность за неисполнение аудиторской фирмой своих
обязательств перед клиентом по сохранению конфиденциальной информации, перечень
которой в соответствии с договором определяет клиент?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 1997 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской
Федерации, рассмотрев Ваше письмо с просьбой разъяснить правомерность
требований, предъявляемых органами налоговой полиции к аудиторским фирмам в
части представления этим органам материалов аудиторских проверок
организаций, сообщает следующее.
Законом Российской Федерации от 24.06.93
N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (с последующими
изменениями) этим органам предоставлено право получать
от любых организаций информацию, необходимую для исполнения возложенных на них
обязанностей, в том числе для анализа исполнения налогового законодательства.
Исключение сделано только для случаев, когда Законом установлен специальный
порядок получения такой информации (ст.ст.10 и 11).
Для аудиторов и аудиторских фирм
действующим законодательством не установлен специальный порядок для получения у
них информации. Так, п.14 (пп."г")
"Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации"
(утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263)
определяет лишь общее правило: аудиторы и аудиторские фирмы обязаны не
разглашать содержания получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки
документов без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта,
кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Такие случаи предусматриваются нормами законодательных актов, в том числе, в
частности, регулирующих деятельность правоохранительных органов, к числу
которых относятся и органы налоговой полиции (ст.1 Закона Российской Федерации
"О федеральных органах налоговой полиции"). Для сравнения: ст.16
"Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"
устанавливается не общий, а специальный порядок, а именно: от обязанности нотариуса
хранить в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с осуществлением его
профессиональной деятельности, его может освободить только суд при наличии
определенных обстоятельств.
Сотрудники налоговой полиции обязаны
сохранять сведения конфиденциального характера (служебную, коммерческую тайну и
другую информацию), полученные ими при исполнении служебных обязанностей (ст.10
Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой
полиции"). Надзор за законностью деятельности федеральных органов
налоговой полиции осуществляется Главным прокурором Российской Федерации и
подчиненными ему прокурорами (ст.21 Закона Российской Федерации "О
федеральных органах налоговой полиции").
Таким образом, аудитор (аудиторская
фирма) несет перед клиентом ответственность за разглашение (без согласия
собственника) содержания документов, получаемых и составляемых в ходе
аудиторской проверки, но освобождается от ответственности в случаях, когда
передает информацию органам, имеющим право на ее получение в соответствии и на
основании законодательных актов Российской Федерации.
01.09.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.Ю.ПЕТРОВ