Проблемная ситуация: Предоставляется ли льгота по
налогу на прибыль и налогу на содержание жилфонда и объектов
социально-культурной сферы в части финансирования по содержанию жилого фонда
согласно утвержденным нормам по городу, если предприятие не имеет долевой собственности
в данном жилом фонде?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 1997 г. N 04-05-17/130
Департамент
налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и сообщает, что в соответствии с
Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" при исчислении налога на прибыль при фактически произведенных
затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии
с утвержденными местными органами власти нормативами) на содержание находящихся
на балансе этих предприятий объектов и учреждений
здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных
учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного
фонда, а также затрат предприятий на эти цели при долевом участии предприятий.
По нашему мнению, редакция данной льготы
не предполагает обязательного нахождения в общей или долевой собственности
объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и
спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов
престарелых и инвалидов, жилищного фонда, затраты на содержание которых
предприятия осуществляют при долевом участии.
Что касается налога
на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, то в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" с учетом изменений и дополнений решением районных
и городских представительных органов власти на подведомственной им территории
может вводиться налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими
лицами, расположенными на соответствующей территории.
При исчислении
данного налога из суммы исчисленного налога исключаются расходы предприятий и
организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными
представительными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и
организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
Указанным Законом определены лишь
основные требования при введении налога, детальное определение налогоплательщиков
и объектов налогообложения, конкретные размеры ставок, льготы отдельным
категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты относятся к компетенции
местных органов власти.
Вместе с тем следует отметить, что
финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может
осуществляться как при условии наличия у организаций права общей (совместной,
долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном
использовании сторонами жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Договора о финансировании в порядке
долевого участия, заключаемые собственниками (в том числе с органами местного
самоуправления) указанных объектов либо лицами, ими уполномоченными, будут
служить основанием для предоставления льготы по данному налогу.
При этом такой договор должен определять
долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, финансируемую каждой из сторон.
23.09.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА